Ностальгия
Пора! Стальные прутья, ветки...
Бетонный обнажив барьер,
бьет по шестиразрядной сетке
пятизарядный револьвер.
Я только допишу не каркай,
заткнуться не сочти за труд.
Взгляни в окно, пленись флюгаркой,
ты в окруженьи крыш и труб.
На власть из камня и железа,
на шпили, купола, кресты
да, целить в город из обреза
бессмысленно и с высоты.
Мы кротостью царя Давида
искупим вечер. Так верней.
Се наш досуг: вот аква вита,
и тихий иск о нем, о ней...
То сцен сюжетных, то пейзажа
нам не хватало, как манжет
и сюртука, но... Выпей, Саша!
Я подыскал один сюжет:
Там начинается Фонтанка.
Бывало... много лет назад
восторг ребячий, чувств фанданго...
Оттуда виден Летний сад,
где позже, на виду у статуй,
впервые на веку моем
между канав гулял я с Татой;
сё вид на жительство вдвоем.
Где рассуждал я о России,
где был я бит у райских врат,
где, как Иуда, на осине
повеситься я был бы рад.
Добро бы путаник-теолог
сбивался так, идя не в такт...
Теперь тверди себе: "Ты олух",
на каждый шаг, на встречный шаг...
Ни долго злить, ни долго злиться
ты не умеешь. Но на край
скажи, в иные глядя лица:
Калигула был славный guy.
Встряхни заблудших, что змеятся
перед трибуной, славя спесь...
Мы будем надо всем смеяться
и для кого прощенье есть
у нас... Мы проживем, ощерясь,
по своему календарю.
Но... Выстрел в небо, в быт мой, в челюсть,
и я другое говорю.
Так часом грянет орудийный
с Невы и губы до крови...
Прости меня, мой стиль студийный
в поэзии, прости, в любви...
Прощай...
До холодов, до кипы писчей
посуду в угол отодвинь;
что даст бог день и даст бог пищу
скажи... Но где он, этот день?
Ведь лед уже не лед, а пленка,
ведь высмеяли воробьи
мою любовь, мою дубленку,
больные выдумки мои...
* * *
Если хочешь, чтобы тебя выслушали,
начинай со слов: Я тоже давно мертвец,
никуда не спеши,
верь только самоубийце,
но главное, будь скромнее...
Художник, и дома не снимая шляпы,
извиняясь за беспорядок, говорит,
что работал всего лишь он жалкий дилетант.
Поэт хвалит другого поэта, говоря,
что не знает ничего лучше этих или тех строк.
Искусствовед говорит: Это культурные стихи
или же не говорит ничего.
Муж говорит жене, что в нищей стране
пусть и она со своим ребенком останется нищей.
Или сыну: Если б твой отец был настоящим мужчиной,
ничего подобного не случилось бы.
Влюбленный молчит. Но он хочет сказать фразу Пьера:
Будь я красивейшим, умнейшим, лучшим из людей,
то сейчас же, не раздумывая, на коленях
просил бы руки и любви Вашей...
...Ветер в каждом ищет опоры.
Солнце уже не выдает себя за золотые прииски.
Осенний лес еще богатец,
но завтра не проронит и листа...
Каждый мудр. Как Бог Отец...
Очевидно, пришла пора скромности,
выставок на квартирах,
фотокопий и карикатур.
Белое море
Море дровяное, травяное,
позывное северных зовин!
Наконец-то (города виною),
мы с тобой побудем визави.
Камбалы подводные, наружные,
чайки, нестихающий борей,
желтые махровые и нужные
водоросли отруби морей.
Берег со следами бурелома
костью, древом, сыростью пахнет.
Никогда здесь не поставлю дома
море что посеет, то пожнет.
Глиняное, белое, нордическое,
беспокойный и суровый вид.
Вскинется без всяких околичностей
мощный останавливает винт.
Под водой торцовые и тесом
крыты мостовые вместо дна:
Кемь славна морской торговлей лесом,
массой топляка и плывуна.
От Кеми не устоять на якоре,
но пройдя сквозь водяной завал,
под его торжественное бряканье
смотрятся спокойно Кузова.
Побратавшись с каменными лбами
лезем вверх, не по годам ловки.
В шляпах, разноцветными грибами
с Кузовов глядим на Соловки.
Острова отличья патриарши,
кремль многодетный арестант!
Рад я, что не солоно хлебавши,
довелось мне снова к вам пристать.
Но древнее скитов соловецких
путь из греков в сумрачный варяг.
Дальше волны в плясках половецких.
Ни камней, ни кряжа, ни коряг.
От косых дождей был череп скользким,
буднично старались холода.
Но о Крымском пожалеть на Кольском?!
Сети мои сети, невода!
Дальше, дальше за хвостом белуги,
только в Баренцевом сменим галс
половцев сменяют нибелунги
у норвежских настоящих скал.
Дальше! Море потакает льдинам,
бродит хищник белый и густой;
альбинос смеется над блондином,
альбатрос над чайкою простой!
* * *
В доме с искусственными цветами
слушайте бардов с арбузными ртами...
Полушария скорбь в изголовьи их скорби
бледную дверь, о, снимите с петель!
Но на улице холод сгорбит,
даст по шапке метель.
Перчаток влажная гангрена впустую:
ни жить, ни отражать не хочется...
И еще лютее в ту стужу
я мечтал о Трое и Хортице...
В сечь снежинок из засады черного хода
небоскреба магистра могил
я впивался глазами живого урода,
а над телом Патрокла рыдал Ахилл...
Я сносил эти слезы без ропота,
как глухой оскорбленья сносил,
как побои робота.
Я представил, что умер Патрокл,
даже помню, он волосы сгреб,
сжал виски, белым снегом потрогал
и вернулся в родной небоскреб...
...Эта гитара неестественный инструмент
мистерио!
Отпер двери таперу в оперу,
а конклав фортепьяно впустил петуха...
В сопровождении слов пускает по миру,
соло к вину и танцу,
в мехи и в меха.
Улица затемнена нежно,
комната облицована.
Милые лица... Конечно!
И делает лицо она...
Я, подсев поближе, начинаю говорить о том,
что лишь в духе гор, а не финских бань
(семь потов и семь кож бараньих!)
я хотел бы обставить жизнь...
опускаясь испытывать уничиженье,
поднимаясь восторг и восторг.
Балансируя глазами,
видя радугу перевязь неба,
прятать ласты под крыло!
* * *
У меня в обиходе парадные,
где из окон собор или мост.
Надо мною миры сепаратные,
пьяный месяц и несколько звезд...
Да десяток бессвязных пародий,
адресованных миру в те дни,
когда был, как дежурный по роте,
одинок я.
Все были одни.
А писать в это время стоило
цель известности, благо, ясна:
если жизнь одиночное стойло,
то на людях и смерть красна.
Иногда, как уехать на лето
поздней осенью или зимой,
пропадал я в Ковчеге Навета
на вокзале, что рядом с тюрьмой.
О мошенниках публиковали,
торговали, толпились у касс,
ожидали... а публика валит,
и горит несгораемый газ.
Возвращаются лыжники, джентри,
с воздухов, с перепоя, с блинов
оседать на окраинах, в центре,
в вытрезвителях... способ не нов.
Рыболовы шарманщики зимние:
тот на санках везет инструмент...
Свитера, полушубки дымные,
пальтеца, и по-летнему мент.
Возвращаются с дачных аллей,
словно с Альп или Пириней,
или как с пьедесталов полей...
Так и я не стоял перед ней,
или пьяные пели парами
что-то помню я, стих один:
"Перелесками, перепадами,
пожалуйста, приходи".
Хорошо... там увидеть, что внове,
а потом перейти через мост
и покончить с величием в "Гноме"...
Пьяный месяц... да несколько звезд...
Но, когда не с толпою, а с тенью
алкоголь передернет венец,
то я верю сердец разночтенью
и кого-то люблю, наконец...
Словно локон, подаренный Блоком,
это чувство... под этим знаком
мне не трудно думать о завтра...
Звезды, словно камешки в футляре,
как в шампанском от земли снежок.
Фонарям балладу о фигляре,
а себе упречливый стишок.
Почему? До белого каленья
забавляясь собственной судьбой
где им до прямого обвиненья,
до истории о нас с тобой...
Свет ламп без лампады
светла
и громады
вид ламп манит дразнит
бедлам
ты прекрасен...
Сядем, выпьем огненного кофе,
сигареты сладко теребя...
Этот муравейник на Голгофе,
это время суток
и тебя
я люблю...
Но верь дурному глазу,
а не в голубые острова...
Так темнело небо... Сразу! Сразу!
как перед судом
и ты права,
но от государственной котельной
утром, разрывая покрова,
обнажало грудь и крест нательный...
в золоте Собор...
Но ты права:
разве случай не достоин оды,
множества стихов, названий книг?
Но любому чувству
нужен отдых...
В каждой ячее конгломерата
жизни золотая маята...
Что же ты не весела, не рада?
Глядя на меня...
И ты
не та...
На круги своя
Кого ни повторяя... то есть
я ничего не повторю
из тех вещей, что скорый поезд
внушал охоте и псарю.
Я, применяясь к сотне правил,
одним похмельем жив и свят.
Убой отчизны мне оставил
на новой полке старый взгляд:
когда российским хороводом
бегут березы, дол, столбы,
когда весна грядет по водам
и зелены ее следы,
когда нелепый вид становищ
символизирует приезд,
меня уже не остановишь,
в плачевный не внося реестр
во-первых, и от века пресных
свобод, придуманных самим,
свобода во-вторых, и в трезвых
мне не бывать... я пью в помин...
...Казалось, что горел камин...
Ты знаешь, у печи поленья
не вызывают умиленья,
и эта мрачная зола
распад двух зол
добра и зла,
которые пойдут по ругани,
и омрачатся вечера,
и в горло, медленно, по рукоять
войдет желание...
Вчера
весна разыгрывала Брута,
Тем тяжелей оно вошло
сосредоточенно, как будто
тяжеловес на эшафот...
Я не люблю привычек новых бар
моя душа не северный амбар
пустое пекло...
С ней можно без вериг и власяниц
перегорать до горсти пепла
и восставать,
и падать ниц...
Желать пера высокой пробы,
не верить никакой тщете,
жалеть, что все равны у гроба,
жить сыто,
знать о нищете...
Здесь перечень идей необходим,
я не хочу их толковать один:
когда потеряна тропа лесная,
а городская проклята черта,
как имя Господа, себя не зная,
ты всуе говоришь: Моя мечта...
Когда с огнем надолго путь потерян,
найди поводыря, не прекословь...
Каким ты представляешь новый терем?
Ты всуе говоришь: Моя любовь.
Любя предмет, люби и тень предмета...
Твой идеал: или пришлец извне
или
кровосмешенье всех поэтов
при Боге или Сатане...
Твоя мечта в стене открытье лаза
в края, где мог бы, нищий и босой,
просеять небеса сетчаткой глаза,
впитать морей аттическую соль...
...Я потому люблю цветные стекла...
Пойдешь благословить союз мостов,
припомнишь ночь...
И омрачатся окна:
там ставили вино на стол,
там говорили об одном и том же
что цены выросли,
что стены стали тоньше.
Но кто-то говорил:
...Бердяев... Шестов...
Нет, стол не походил
на остров жестов.
...Поет из гроба Элвис Пресли,
поет "Период меловой",
петля в зубоврачебном кресле
почти над самой головой.
Ты спьяну лепишь об обиде
на бездорожье в портмоне
и не мечтать мне о Флориде,
и зимовать на Охте мне...
Но кто бы ни пытал удачи
с тобой уединясь в подвал,
поймет, что и чердак на даче
не деревенский сеновал.
А после лестничные коды...
Ну, где тебе найти охоты
со мной, треплом и звонарем,
рыдать под каждым фонарем...
Немного быта... избыток уличного костыля,
премного мучится...
И это было, было
у стен Московского Кремля.
Повесь иконы, мысли патриархом,
пустись бродяжить во Христе...
Ни сыном дома, ни репатриантом
не осознать себя у этих стен...
Торжественная паранойя.
Метель и скрипка по складам,
В окне отродье вороное
устав читает по складам.
Они хотят меня заставить
забыть, что волен человек
всегда своей судьбою править
среди свободных жизни рек.
Глаза замазывайте манной,
но никогда я не прощу
тебе страна, твоим имамам,
моих стихов
и улиц щур!
Теперь к тебе не подступиться,
да и тобой не поступиться...
Так разум к нам забудет путь,
и юность тщетна, жизнь горька...
И чтобы ненавидеть будь
весь, как припадок дурака,
но вашу власть я ненавижу,
на площади себя я вижу
с широким площадным лицом,
и шрам во все щеку
шлицом!
Петрополь...
На правах магната
кого он выдал за себя?
Большой, он говорит так надо,
заливом свой бокал зыбя.
Куда мне деться от видений,
как полугрезить, полуспать,
не полюбив теней и терний...
Забыть
или
не забывать,
бродя по городам и весям
из дальних стран до ближних мест.
Настрой души,
когда был весь он
сметенье, хаос и протест:
что нет проезда от иллюзий,
что поклоняются впотьмах,
что копят зло
(я поделюсь им),
что мы сырье для новых круппов,
что бехтеревки всех времен
полны калек,
а морги трупов,
что божий дар немым итогом,
что мелочен иной поэт,
что пишет власть высоким слогом.
Что можно, не сходя с арены,
дичать, что клявшийся в любви
плохой слуга своей царевны...
Придет на сердце (в кои веки)
без тормозов под паруса
сбежать от собственной опеки,
искать, заглядывать в глаза,
просить... плечами пожимая.
И разговор до запятой...
Но всем отдаться в пожеланьях
и бредить каждой красотой...
Вам
(эта дама пожилая,
была так вежлива с юнцом),
я, безусловно, пожелаю
его увидеть не дельцом.
Вы год от года неустанней
оберегаете чертог
академических изданий.
Их пережить
пошли Вам бог.
Вам
рукоплещет вся больница:
здоровые и дураки.
Забудь меня, моя десница!
Да не протянут вам руки.
Ты
(я надеюсь, не последний),
в душе храня вороний грай,
побыв в Европе, как в передней,
войдешь в американский рай.
Тебе,
живущему послушно,
поэт три плеши прогудел.
Поговорим, когда мне скучно,
но говорить не твой удел.
...Из золотого руна
мехом вовнутрь,
так и от пальцев струна
видит грязь...
Я пожелаю Вам дивных утр,
скорбно молясь.
...Я вспоминаю: раскололи атом,
но кровь не смыли до сих пор.
Не занимайтесь плагиатом,
здесь нужен бич, а не топор.
Зарядит дождь косой саженью,
смывая старое дерьмо.
Собрать стихи, предать сожженью,
и написать одно письмо!
Проститься в нем не слишком льстиво
(зачем любителю пяти
больших картин и примитива,
все эти искусы
в пути),
где горы гордые как горцы
сошлись в недвижное каре,
и пал один, и вот уж овцы
кишат как черви на горе.
Взгляни как камни лихорадит,
как верен свету каждый шаг.
И будь прекрасен, бога ради,
о, бога ради, только так!
Взгляни на этих скал отрогость:
внизу река, вверху снега.
Удел поэта страсть и строгость.
Неискончаемо.
Всегда!
Зоологический сад*
(стихи с неправильным окончанием)
Сыну
Помнишь орла за решеткой стальной?
Все-то ты спорил, что, вот, он больной,
и огорчался, что папа хмельной,
с фляжкой.
Вертишься, как турникет проходной,
благо пихают рукою одной,
ляжкой.
Ладно не буду, не буду, не бу...
Экая бестия, марабу
прелесть.
Вот бы их в мире оставить одних.
Мы, говорят, происходим от них.
Ересь.
Лучше-ка мне помоги
описать
этот зоологи-
ческий сад.
Много табличек,
но мало зверей.
Множество личик,
лиц и людей,
Пыль в лабиринте,
но именно там,
Черт подерите,
живет Минотавр.
Перед глазами
лежит крокодил.
Сыро, а замер.
Рыбу удил?
Гиппо.
Толстую кожу душу изверя,
многие носят подобного зверя.
Что и хотел я. Но хватит с меня,
давит на сердце не мышь, не змея,
а стихов кипа.
Гиппо,
короче гиппопотам.
Кожаный, ибо
в Африке, там,
толстым и кожаным
больше почет.
Как здесь нагажено!
Ходят под счет
лев и пантера,
когти и нюх.
Как из партера,
смотрим на них.
Ну, а пока...
Пока апокалипсис.
Кольчатый дождь.
Лужи кишат
спинками лягушат.
Дневной свет молний.
Что-то гром молвит?
Что-то молвит гром...
Из воскресенья.
И маленький слон
в наше спасенье
и в жизни заслон.
Крепость,
даже с тобою я здесь
из-за слов.
Папа, должно быть, один из ослов.
Ух! Кривопись.
Вот наш грызун,
Тамбов и Орел, непослушны.
Барс
и орел-кречет.
Все как у нас:
кого задержать
и научить,
а кого содержать.
Тех-то и лечат.
Все как у нас: лебедь да рак,
бонза с портфелем и с дудкой дурак,
Яго, Сальери, де Бержерак.
Здесь Дядя Степа, в вольере жираф.
Старые танки и в небе журавль
спрячут и их под замок навесной.
Знаешь, вскрываются почки весной,
и раскрывает малиновый зной
почки.
Птицам таким несвобода претит.
Вот он поправится и улетит.
В горы.
Снегом укрыты, камнями гремля,
горы те будут повыше Кремля.
Веришь?
А седину я нашел по зиме.
Скажут: "О, господи, ты по себе
меришь".
Жалко, что в клетках живут воробьи,
тигры на ветках, а мы на Оби.
Где мы, малыш, не бывали с тобой!
В Дьявол-Кале, под Божьей Стопой
памяти гладью и чувства канвой
чтобы не видеть сограждан конвой.
Так мы спасались от грусти.
Тек наш Ковчег. Голубиную весть
вспомни, как "Отче наш".
Что у нас есть?
Устье,
где мы ловили с тобой окуней
и говорили про белых коней.
Как до того колесили степя
все это было еще до тебя.
Стрелок
не износили часы, ни камней.
Белые мишки не стали умней
белок.
Паиньки зайки,
газели пока!
Ты мои байки
забудь напока.
С ними, с нахрапа,
своей же рукой
сделался папа,
словно дикой.
Пестуй зверюшек, не пей из горла
и не забудь про больного орла.
_____________________________________________________
*) Последнее стихотворение поэта. В рукописях текст его не обнаружен.
Записано "с голоса" - с магнитофонной ленты, позднее исчезнувшей.