Сменился век. Героем стал народ.
На кринолины не хватает ситца.
В романах всё пошло наоборот
И до сих пор тебе, порою, снится,
Итак, она. Студентка, 30 лет,
Филфак, родители простые инженеры.
Елизавета. Язычок стилет,
И в удовольствиях порой не знает меры.
Юна, как вешняя заря в дыму депо,
Наивна, как далёкое сельпо.
Герой Эраст. Серьёзен, одинок,
Как может лишь поэт быть одиноким.
Он о красе своих не мыслит ног,
Что иногда ему выходит боком,
Поскольку вечно драные носки
Хорошее подспорье для тоски.
Борис Григорин
ГЛАВА 2
"Лиза рыдала Эраст плакал".
Карамзин
Считали раньше ПэЗээРы
(И правы были), что герой
Работать должен: чувство меры
Отказывало им порой.
Но я пишу, замечу вам,
Не производственный роман.
Читатель! Радуюсь в душе:
Эраст работает в котельной!
О "поколеньи сторожей"
Поговорим потом, отдельно.
Скорей войдем в котельный цех,
Где зуд писательский у всех.
Вас встретят жар и шум насосов,
Гидроудары в недрах труб.
Зайдя, не задавай вопросов.
Ты попадаешь в тесный круг
Из аутсайдеров, изгоев
(И я отчасти был из коих).
Ах, что за странная работа
Иль состояние души!
Для чтенья, скажем, "Идиота"
Дежурства ночью хороши,
А утром я любил, однако,
Чего-нибудь из Пастернака.
Те дни прошли... Теперь не то.
Чем занимаюсь я на смене?
Латаю старое пальто.
Звоню жене. И боль в колене,
Верней, в спине мешает мне
Писать... Иль девушка в окне.
Мы застаем Эраста в двадцать,
Ну, в двадцать с лишним как бы лет.
Сначала думал он спиваться,
Как молодой еще поэт.
А кто сказал, что пить нельзя,
Когда есть деньги и друзья?
Они в котельной собирались,
И перед тем, как почитать,
Сначала пивом надирались,
Чтоб после водкой наверстать.
Мисима, Кафка, Арагон.
Сушняк, "Зубровка", самогон.
Бывало, разговор начнут
С буддизма, Джойса или Фрейда,
Как кто-то с джином тут как тут.
А дальше, дальше в форме бреда:
Кьеркегор, портвешок, Брет Гарт...
Таков, по сути, авангард.
В тот вечер, впрочем, было пусто.
Хотелось плакать, кушать, жить.
Никто не шел. А томик Пруста,
Как ни старался, ни открыть.
Он подошел тогда к окну
И видит девушку. Одну.
Она не то чтоб из эфира,
Но очень легкая была.
В руках бутылочка кефира
Его особо привлекла.
Ошибка девушек, и многих
мол, смотрят парни лишь на ноги.
Бывало, я смотрел при встрече
Им исключительно на грудь.
А, впрочем, там еще есть плечи,
И шея, губы... Просто жуть!
Но в жизни грянула гроза
Теперь смотрю всегда в глаза.
Эраст был, надо вам сказать,
Умней, и видел в деве прежде
Лишь то, что может дева дать.
И верно, так оно надежней.
Ну, что ж, оправдан и цинизм,
Когда вокруг капитализм.
"Как жизнь скучна... Как вздорожала!"
Эраст подумал, "Я бы мог
В Израйль поехать для начала.
А там и в Штаты...". Вдруг звонок.
Всегда прервут любую мысль,
Уже взлетающую ввысь.
Открыл. Та девушка с бутылкой
Кефира входит на порог.
"Вам, собственно, кого?" с ухмылкой
И чуть язвительней, чем мог,
Спросил расстроенный Эраст.
"Раз вы открыли, значит, вас".
Читатель, надо объясниться.
Ты веришь в рок и гороскоп?
Но разве можно на девицу
Смотреть, как смотрят в перископ?
При чем судьба тут и душа,
Когда девица хороша?
Примерно также и Эраст
Подумал, оценив фигуру.
Не педофил, не педераст,
Он не был, и служил Амуру,
И послужной огромный лист
Имел, как всякий эгоист.
"Так к вам зайти", спросила, "можно?
Я в общежитьи, за углом...
Звонить, вы знаете, так сложно...
Все автоматы тут кругом..."
"Ну, что ж, звоните, если надо".
"Я Лиза. И я очень рада!"
"А я Эраст. И тоже рад...
А это что, не простокваша?"
"Хотите?" Надо б пожевать..."
"Вот и батон..." "Ну, воля ваша!"
И вот, пока она звонит,
Немного закусил пиит.
Не то чтоб слушал разговор,
Но все же слушал, между нами,
За ней подглядывал, как вор,
И понял, что звонила маме
И отчиталась ей во всем
Как учимся и как живем.
Хотя на вид ей было тридцать,
Восторженна не по годам,
Она была, как говорится,
Немного в стиле Notre Dame:
Бела, строга, слегка воздушна
И не испорчена наружно
Употребленьем всяких вин
И косметических излишеств;
Напоминала вид картин
Провинциальных, умных книжек...
Когда б не пышный этот бюст,
С ней было б грустно так, клянусь!
Предложен чай. Она не против.
"А где вы учитесь?" спросил.
"В педвузе. Знаете, напротив",
"И я когда-то посвятил
Ему четыре целых года,
Пока не понял суть народа".
"А в чем", спросила Лиза, "суть?"
"Да в том, что ничего не надо
Народу..." И опять на грудь
смотрел. "А вы из Ленинграда?"
"Мой город, Лиза, Петербург",
Сказал и уловил испуг
В глазах у девушки, и слезы
Вот-вот, набухнув, потекут.
"Да что вы? Что вы, как мимоза!"
"Простите. Засиделась тут...
Пойду". "Когда вас снова ждать?"
"Когда звонить попросит мать".
И мы, читатель, засиделись,
И нам бы ноги поразмять!
Как вам Эраст? На самом деле
И он отца имел и мать.
Но город, блин, не есть природа:
Там много всякого народа.
А что до Лизы, господа...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вероника Капустина
ГЛАВА 3
Что же их гонит, младых и застенчивых
В душные, грязные эти котельные?
От вешних листиков, пташек и птенчиков,
От кинофильмов, где сцены постельные...
Боже мой, Лиза, куда же ты прешься-то?
В пьяные прешься объятья Эрастовы.
Ведь неприятностей не оберешься ты,
Слез, нищеты, социальных контрастов и,
Очень возможно, и секса опасного,
Как заржавевшая бритва немытая.
Или зовет тебя жажда напрасного,
Или поэзии власть ядовитая?
Ладно, смахнем же рукою натруженной
Слезы, читатель! Грядет объяснение,
Ибо Эраст уже, пивом нагруженный,
Чует в груди и в желудке стеснение.
Лиза исходит тирадой заливистой
Про амфибрахий, про стих верлибрический.
Он же следит ее шеи извилистой
Крен несказанный, изгиб гипнотический.
Уши у Лизы краснеют под стрижкою.
Что до Эраста описывать заново
Вздохи те с раблезианской отрыжкою,
Эти сопенья его Мопассановы
Скучно, друзья! Ограничимся фразою:
"К Лизе пылал он горячей любовию".
Верно, знакомы вы с этой заразою
Тем она злее, чем хуже условия.
Ну, а того, кто был создан мужчиною
И занемог сей болезнью печальною,
Смело сравню с паровою машиною,
Чей разогревшийся поршень отчаянно
Бьется. Как жалко его, одинокого:
"Лиза, вы помните, как у Тургенева?"
Лиза зарделась: "Нет, как у Набокова".
Право, не знаю, как было у гениев,
Но у Эраста в напоре нахрапистом
Литература кипела и пенилась
Ямбом себе помогал и анапестом,
Вайлем, а также, простите, и Генисом.
Трудно пришлось организму поэтову,
Плакал диван, будь не к ночи помянут он.
Лиза невинна была, и поэтому
Сцена признанья немного затянута.
Вадим Пугач
ГЛАВА 4
Друзей, слетающихся роем
На мой роман, как на бревно,
Теперь с еще одним героем
Я познакомлю все равно.
Приехав в Петербург когда-то,
Он всех любил любовью брата
От пяток и до головы
И слыл нежнейшим из братвы.
А он и вправду был нежнейшим,
И если в мозжечок моча
Не била, точно из ключа,
Дарил цветы бомжам и гейшам,
Зато клиентам не дарил,
А только репы им дурил.
Диваны, ванны, волованы,
Бумажный лом, сапожный крем,
Друзей секретнейшие планы
Он продавал буквально всем;
Менял сардельки на сосиски,
На Пряжке открывал химчистки
И выдавал он на Сенной
Шашлык собачий за свиной.
Однако стать одним из шишек
Надежды ложной не питал,
Копил тихонько капитал
И боссу отдавал излишек.
И так он понемногу рос,
Но заболел внезапно босс.
Тот богател, что было мочи,
И мог бы многого достичь;
Ушел в недвижимость короче,
Хватил беднягу паралич.
Он был здоров все было тихо,
Тут поднялась неразбериха,
Герой наш всех в ментуру сдал
И сам в награду боссом стал.
И вот, когда уж был он боссом,
Обрел значение и вес,
Во властные структуры влез,
Что нынче пахнут, как опоссум,
Стал добр и жирен, как хомяк,
И окончательно размяк.
Езжал он всюду, брит и стрижен,
С любовью братской на лице
Типичный выходец из хижин,
Теперь живущий во дворце.
И вдруг по странному капризу
Влюбился он в студентку Лизу;
Поныне помнит весь филфак
Его малиновый пиджак.
Он появлялся там с богатым
Букетом роз иль орхидей,
А также с ворохом идей
Для обсужденья деканатом,
В душе плюя на деканат
Его тянул иной канат.
Точней, магнит. И тем магнитом
Его манило все сильней
К ее устам, ее ланитам
И персям, что росли на ней.
Входя в состав любых инспекций,
Ее ловил он после лекций
И попадался ей, не зван,
И представлялся ей: Вован.
Сперва она его дичилась
И размышляла: "На хрена?"
Потом была покорена,
Потом с Эрастом разлучилась.
Она не знала, что Эраст
Еще на многое горазд.
И меж Везувием и Этной,
Забыв Эраста и дела,
Реально, круто и конкретно
Она все лето провела.
Вперед, вперед, моя исторья!
Опять из Средиземноморья
Мы возвращаемся туда,
Где плещет невская вода.
Пока Лизок на лимузине
Катит экзамены сдавать
Иль антикварную кровать
Рассматривает в магазине,
Эраст обдумывает план.
Молись и трепещи, Вован!
Александр Гуревич
ГЛАВА 5
Продолжение романа
Мы исправно посвятим
Ликвидации Вована,
Как назвал его Вадим.
Я бы эту мразь, конечно,
Ликвидировал навечно,
Но у Нины, я слыхал,
На мази иной финал.
Для чего я так беспечен?
За перо мне браться лень,
Всё пишу в последний день,
А конец уже намечен,
И назначено не мной,
Чьею Лизе быть женой.
В общем, с той поры, как Вадик
Ввёл соперника в сюжет,
Вместе с Лизой больше в садик
Не ходил гулять поэт.
С миной мрачной и угрюмой,
Одержим тяжёлой думой,
Инда плакал наш Эраст;
Слёзы жгли весенний наст.
Лились струйки по застрехам,
Мир, поплыв по лону вод,
Стал, совсем как теплоход,
А Вован с победным смехом,
Как разбивший греков перс,
Деву вновь волок в свой "Мерс".
И, на это дело глядя,
Взбеленился вдруг Эраст.
"Нет, подумал, шутишь, дядя:
Мой кумир тебе не даст".
Разошёлся, как тинэйджер,
Позвонил тому на пейджер,
И тотчас депешу зрит
На экране наш бандит:
"Эй, давай скорее газу,
Дядя при смерти, Вован!
Будь тверёз ты или пьян,
Срочно дуй к нему на хазу!"
Надавил Вован на газ
И подумал: "Вот те раз!
Дядя самых честных правил
Да не в шутку занемог.
Уважать себя заставил,
Лучше выдумать не мог.
Во пример другим наука...
Боже мой, какая сука!"
Вот что думал наш Вован,
Разгоняя свой рыдван
И везя младую Лизу
Не домой, не в милый вуз,
А, как лишний, мёртвый груз,
К Дяде страшному на мызу,
Хоть немало бедствий там
Поджидало юных дам.
Пронят был твоим, Татьяна,*
Я заданием, ma chere!
Думал я о форме плана
И какой избрать размер.
Я спросил об этому Музу.
"Режь, сказала, анакрузу
У онегинской строфы,
Дай-то Бог тебе лафы".
Я послушался совета
Вот откуда "Дядя" тут:
Так жлобы мои зовут
Видного авторитета.
В ямбы вписанный хорей
У арапа спёр еврей.
Светлым лугом, тёмным лесом
Гнал Вован, давя педаль,
И пластались мелким бесом
Перед ним поля и даль.
Без вопроса, без каприза
Ехала с ним рядом Лиза.
Мчал бандит во весь опор
Вдруг, глядит, пред ним "Запор",
Вставший поперёк дороги.
Тормозит Вован с трудом
И к водителю бегом
"Делай, гад, отсюда ноги,
Ты, козёл и педераст!"
(То, конечно, был Эраст.)
Вновь Вован бранит поэта,
Речь его весьма груба.
Вдруг из ближнего кювета
Вылезают два жлоба.
Потянулся парень к пушке
Те уж с Лизой на опушке
И девицу тащат в лес.
Да не бросишь "Мерседес"!
Достаёт Вован мобилу,
Говорит он: "Наших бьют!
Чтобы мигом были тут!"
Подчинённому дебилу.
Целит в лоб Эрасту, гад,
Молча ждет своих ребят.
Вечереет. Холодает.
Крут на трассе поворот.
Влага быстро подмерзает,
Образуя гололёд.
Жаря скользкою дорогой,
Тачка с вызванной подмогой
Бёт вованову лоб в лоб,
Превратясь в горящий гроб.
Появляется вторая,
И ещё пяток ребят
В рай влетают или в ад,
Участь первых разделяя.
И в отчаяньи Вован
Вновь звонит в родимый стан.
Ох, недаром говорится
Голь на выдумки хитра!
Продолжали дальше биться
Их машины до утра.
В мутном небе вьюга стонет:
Новых русских там хоронят.
Добрый Бог точнее, чёрт
Шлёт им траурный эскорт.
Мчатся "Мерсы" рой за роем
В беспредельной вышине
И дают возможность мне
Хвастаться моим героем:
Был отнюдь не прост Эраст
И на выдумки горазд.
Так что, выступив отважно,
Выжил он и в этот раз.
Что с Вованом мне неважно,
Не о нём веду рассказ.
Но, конечно же, Вована,
Труса, горе-бандюгана,
Что свою угробил рать,
Лиза стала презирать.
Но Эраст впадает в праздность:
Хоть и вырублен Вован,
С Лизой вял его роман.
Тут, замечу я, не разность
Проявил со мной Эраст
Просто редкостный контраст.
Дальше пусть роман допишет
Кто-нибудь из поэтесс:
Чую, мне в затылок дышит
Сзади некто Нина С.
Знаю Савушкину эту,
Пусть же примет эстафету!
Что анапест ей, что ямб:
Удивит людей анжамб-
маном необыкновенным,
Слово надвое порвав,
И крутой изъявит нрав
Лёгким слогом вдохновенным.
Я, окончив часть свою,
Лиру ей передаю.
Не суди, читатель, строго
Мой корявый, слабый стих.
Редки в нём красоты слога,
Ты чуть дальше встретишь их!
Дальше круто: дальше Нина,
Дальше сцены у камина,
Дальше, к милым возвратясь,
Лиза с кем-то вступит в связь.
Пусть же Нина дорогая
Выдаст нам такой финал,
Коего никто не ждал,
И, героев удаляя,
Полночь нам не омрачит
И с собой не разлучит.
Нина Савушкина
ГЛАВА 6
Эраст весьма разочарован
И неудовлетворён
Тем, что, как прежде, подлый Вован
Далёк от личных похорон
И даже женится... В каморке
Сидит тоскующий Эраст.
Он глушит водку, гложет корки
Вчерашние и хочет раст-
вориться, то бишь застрелиться,
Презрев земное бытиё.
Идёт в кладовку, где пылится
На стенке дедово ружьё.
Претит поэту новой жизни
Торгашеский, валютный зуд.
И злые слёзы, словно слизни,
По бороде его ползут.
Решив испепелить свой сборник
И фото Лизы в стиле ню,
На Поле Марсово затворник
Выходит, к Вечному Огню.
Шагает гадкий, как утёнок,
Что душу лебедя хранит,
Но вместо птичьих перепонок
Стучат копытца о гранит.
Стоит он, рукопись сжигая,
И в бледном утреннем дыму
Вдруг Лиза, бедная, нагая,
В мечтах является ему.
Она сулит блаженство рая,
Лепечет: "Я была слепа!"
Но вдруг, Эраста оттирая,
К огню бросается толпа.
В ее рядах заметив члена
Полузнакомого ЛИТО,
Герой спросил: "Вы кто?" Мгновенно
Ему всё было излито.
Толпа кричит: "Здесь каждый гений!
Поэты мы! А вы, а вы
Живёте жизнию растений
Безмозглой сумрачной ботвы!
Сердца мы ваши жгли глаголом,
Склонением и падежом.
Послушайте! На поле голом
Мы нынче рукописи жжем!
Конец непризнанным цитатам!"
Орут поэты. Дым валит.
Как вдруг, назвавшись депутатом,
К огню стремится инвалид.
Крича: "Ты предал нас, Зюганов!"
Прилюдно жжет его портрет...
Среди борцов и хулиганов
Эраст, изрядно подогрет
Ершом из коньяка и пива,
Непрочный организм кляня,
Вдруг поступает некрасиво
В районе Вечного Огня.
К таким нетворческим манерам
Несклонен прежде был герой.
И вот к нему уж люди в сером
Летят, как мух навозных рой.
Он им кричит: "Отвяньте, волки!
Я весь поэзией налит!"
Потом из дедовой двустволки
В пустые небеса палит...
И наступающие сутки
Эраст встречает в КПЗ
С тоскою в сердце и в желудке,
С лицом опухшим, как безе.
Глядит сквозь прутья он, как снизу
Весь день снует незнамо кто.
И узнает внезапно Лизу
В отпадном норковом манто.
А дальше вовсе, как по нотам,
Сюжет разыгрывается
Майор склоняется к банкнотам
С ухмылкой тонкой в пол-лица.
И новорусским Староневским
Несется Лизин BMW
К жилищу, где с Вованом мерзким
Она находится в родстве.
Стоит Вован перед Эрастом.
Вован, Эраста не узнав,
Целует Лизу ртом губастым,
Игриво пробасив: "Гав-гав!"
О, как сегодня вдохновенно
И артистично Лиза лжёт!
"Любимый, выручи кузена.
Его уже который год
Страна не балует зарплатой.
А он поэт. Его Пегас...
Ну, это типа конь крылатый
Без пропитания угас.
Кузен недурственный водила,
Хоть для охраны слишком хил.
Судьба б тебя вознаградила
Поэмою а-ля Эсхил!"
Так, простодушного Вована
С подачи Лизы разыграв,
Герой заполучил права на
Вождение без всяких прав.
Но все ж ему не по душе та
Непоэтичная стезя.
Литературного фуршета
Он жаждет. Без него нельзя!
И вот по просьбе Лизы Вовой
Банкет устроен. Кореша
Пришли. Поэт, на всё готовый,
Стоит, бумажками шурша.
Вован балдеет: "Блин, в натуре!
Гляди, братан простой шофёр,
А как сечёт в литературе!
Сам до поэзии допёр!"
Крутая тёлка стонет: "Прелесть!"
И пялится поэту в рот.
"Как эротична ваша челюсть!
Я дам вам... дам вам бутерброд!"
Вован, стоические дослушав
Поэму, утирает лоб
И тотчас падает, как груша, в
Объятья чувственных особ.
Эрасту кто-то льёт спиртное в
Екатерининский бокал,
И вся квартира, словно Ноев
Ковчег, плывет средь волн и скал.
...А потру в объятьях Лизы
Лежит поэт, полураздет.
И сквозь ажурные маркизы
Меланхолический рассвет
Сочится, Лизу обнажая.
И понимает вдруг Эраст
Она богатая, чужая,
Холодная, как фторопласт.
За этой темной, этой узкой
Замочной скважиною рта,
За оболочкой новорусской
Навеки Лиза заперта.
Мы все бежим за идеалом
Своим вокруг земной оси.
Но с ним под общим одеялом
Проснуться Боже упаси!
Поэт, как прежде неприкаян,
Освободив чужой диван,
Бредет в гостиную. Хозяин
С красивым именем Вован,
Как лучший представитель класса
Румян, накачан, волосат
Храпит на бархате паласа
С изображеньем двух лосят.
...Вован по гороскопу Овен-
Коза рога со всех сторон...
Но вновь Эраст разочарован
И неудовлетворен.
(С этого места можно начинать читать поэму сначала.)