Вадим Пугач СЕБЕ НА РАДОСТЬ
Книга Николая Кононова так удачно названа - "Лепет", - что и претензий предъявить к ней никаких будто бы невозможно. Рискнем все же рассмотреть ее с точки зрения требований поэзии.
Так выпьем за тебя, сладенькая, за то, что ты вишенка... Выпьем и снова нальем. Когда обилие уменьшительных суффиксов уже становится неприличным, а пустого места еще навалом, автор прибегает к другому фокусу, тоже нехитрому - перечислениям. Одно словцо тянет другое, другое - третье, пока репка стихотворения не окажется у Кононова на столе. Сельскохозяйственная ассоциация не случайна. Вот пример: У коровы, у овечки, у козы в душе по зеркальцу такомуИ далее: ...островов зеленых спаленки И эти замечательные, на редкость единородные члены - повсюду. То автору "знобно, колко, зябко, зыбко", то "хорошо, покойно, невыносимо, плохо", если это передача настроения. То это императив: "Клей, мочи, сгибай, царапай, тискай..." Особо достается братьям меньшим. Вот еще раз возникают "облаков равнодушные ярочки, козочки, коровы", вот "селезень с павлином", вот "щуренок, карасик и лещ..." И так далее, как сказал один известный композитор. Предпоследняя цитата на эту тему: Еще пыл этот, жар, пекло, зной, марево, истома...И последняя: Безмыслие, полное отупение, душевная косность, мелкая Но это не весь арсенал приемов. Можно, в конце концов, и слова повторить. И оно повторяется: Так-то, - говорю, - так-то. Ну-ну, ангел мой, - прибавлю, - Содержательно, что и говорить. Столь же содержательны все "эти-эти", "плыви-плыви", "гуляй-гуляй", "вся-вся-вся", "да-да", "нет-нет", "ах ты, ах ты" и "ох ты, ох ты". Складывается впечатление, что эта непомерная строка болтается на Кононове, как бабушкин бюстгальтер на неразвитой груди внучки. И вот она подкладывает здесь кусок ваты, там полотенце и, наконец, отчаявшись, запихивает налево и направо по подушке. Тогда пуговицы сзади отскакивают, и плоская истина обнаруживается. Прошу прощения, если я невольно увлекся стилем рецензируемого и забулькал в нахлынувшем на меня потоке. И вот последнее, сокровенное средство: ничего не обозначающие звукосочетания. В ход идут какие-то "ооо", "гули-гули", "бе ме му", "ух да эх" (это еще понятно), "бо, бэ и ба", дважды возникает хлебниковское "бобаоби" (своих ля-ля не хватило), "бобуба и бабубо", "абвгд" и "дгвба", "лелёля" и "мне-мно-мну". Не хочу сказать ничего худого, но все эти "загибоны" (словечко из лексикона Кононова) почему-то поставлены на конец строки и служат благородному делу рифмы. Это не значит, что у автора трудности со "звучной подругой", есть у него рифмы и изысканные, и небрежные (увы, этих большинство), но не предлагает ли он некоего универсального средства? Не смелый ли это поэтический эксперимент? Чудак Маяковский собирался искать небывалые рифмы в Венесуэле. Зачем? У Кононова их полно. Да и каждый теперь знает, что делать, если рифма не приходит сама. Наверно, меня можно обвинить в предвзятости. Но до сих пор я защищался от Кононова как читатель, который не хочет, чтобы его бессовестно надували. Попробуем теперь разобраться в одном-двух стихотворениях в качестве критика. Вот я отливаю сладко, не стыдясь, ибо и эта малость Форма, известное дело, содержательна. Поэтому человек, приучающий себя сюсюкать, лепетать, неминуемо впадает в младенчество, как "эта малость в мелос". Естественные отправления занимают вовсе не малое место в жизни дитяти, это не может быть стыдным, это свято. И Кононов с язвительным трепетом относится к проявлениям своего обожаемого тельца: То-то, воспоем всю мерзость, это не будет для стихов Не уверен, что надо продолжать. Но сделаем попытку серьезно отнестись к еще одному стихотворению, не столь ироническому. За французский боярышник, подвергнутый Прустом Уже не говоря об удивительных какациях и дивном сочетании согласных "фвсхл" (это, правда, еще может сойти за натуральное всхлипывание), построим синтаксическую схему предложения. Оказывается, у главного предложения отсутствует грамматическая основа, вся конструкция состоит из одних придаточных. Та же история и с последней строфой. А что между ними? Вся эта коченеющая Месопотамия, поющие газонокосилки, екающий бакеном пинг-понг (а не сердце, как думает автор), манок-самоубийца, обломившийся облучок - здесь для того, чтобы назвать два известных органа - "меж бедер" ее "голливуд" и его "солдатика в пушистой станице", так и бдящего со страшной силой. Есть в стихах Кононова какое-то гнусное сочетание младенческого и старческого: это даже не искреннее впадение в маразм, за что бы многое простилось и чем многое оправдалось бы, а показное юродство. Этот старец лег в люльку, прикрылся пеленкой, обмочился, обделался, вымазался весь и, гыгыкая, требует грудь, а сам так и разморщинился от предвкушения. Можно отметить, помимо уже сказанного о диких метафорах и сумасшедшем синтаксисе, помимо прямой неграмотности (например, автор переносит ударение в слове "житие" на первый слог), и ряд отдельных удач, некоторую опытность в ремесле и проч., но все это безнадежно тонет в антимузыкальном, антипоэтическом лепете литературного юродства, в жиденькой скверне желания насмердеть погуще - себе на радость.
|