Альманах "Присутствие"
 Альманах акбар!
№  1  (11)
от 22.03.2000        до 22.06.2000

 

 

 

                 Вячеслав Лейкин

                 ИГРАЕМ В ПОЭЗИЮ

 

          Глава 5.  Учитель и ученик

          Как интересно в старину обучали детей! Сейчас такое и представить-то невозможно.
           А впрочем, почему же невозможно? Очень даже возможно.
           Сидят учитель и ученик друг против друга, ученик задает вопросы, учитель отвечает.
           Выбирается тема для урока, например, "человек" и происходит следующий диалог:
 
Ученик:  - Что такое человек?
Учитель: - Раб старости, мимо проходящий путник,
                 гость в своем доме.
Ученик:   - На кого похож человек?
Учитель: - На сферу.
Ученик:   - Как помещен человек?
Учитель: - Как лампада на ветру.
Ученик:   - Как он окружен?
Учитель: - Шестью стенами.
Ученик:   - Какими?
Учитель: - Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и
                 слева.
Ученик:   - Сколько с ним происходит перемен?
Учитель: - Шесть.
Ученик:   - Какие именно?
Учитель: - Голод и насыщение, покой и труд,
                бодрствование и сон.
Ученик:   - Что такое сон?
Учитель: - Образ смерти.
Ученик:   - Что такое смерть?
Учитель: - Неизбежное обстоятельство, неизвестная
                дорога, плач для оставшихся в живых...
Ученик:  - Что составляет свободу человека?
Учитель: - Невинность...

           И так далее, до полного изнеможения собеседников.
           И никаких отметок (двоек, например) никто никому не ставит, и родителей не вызывают, тем более что один из родителей в данном случае французский король Карл Великий, ученик - его сын, будущий итальянский король Пипин, а приведенный выше диалог - часть одного из уроков, запись которого можно прочесть в "Хрестоматии по истории средних веков"...
           Обитатели Четыреста Сорок Восьмой тут же опробовали эту практику обучения, но, увы, в большинстве случаев у них учитель и ученик говорили на таком, примерно, уровне:
 
Ученик:  - Можно выйти?
Учитель: - Иди и больше не возвращайся.
Ученик:  - Интересно, почему?
Учитель: - Потому что ты мне надоел.
Ученик:  - Интересно, чем же?
Учитель: - Сидишь тут и рожи корчишь.
Ученик:  - Это потому, что я очень хочу выйти.
Учитель: - Вот и иди. И больше не возвращайся...

           Но двоим все-таки удалось вырваться за пределы современной школы и ее нравов.
           И вот что у них получилось:

           Полина Барскова:
 
Ученик:  - Что такое мир?
Учитель: - Нагромождение идиотов.
Ученик:  - Что такое пустота?
Учитель: - Глаз слепого.
Ученик:  - Что такое разум?
Учитель: - Знание, скрываемое от чужих.
Ученик:  - Что такое счастье?
Учитель: - Осознание своего начала.
Ученик:  - Что такое добро?
Учитель: - Любовь без жалости.
Ученик:  - Что такое зло?
Учитель: - Оплакивание живых.
Ученик:  - Что такое свобода?
Учитель: - Море у твоих ног.
Ученик:  - Что такое убийство?
Учитель: - Игра в кости с бессмертием.
Ученик:  - Что такое мир?
Учитель: - Чаша с кровью.
Ученик:  - Что такое я?
Учитель: - Зеркало с низким голосом.

           Сева Зельченко:
 
Ученик:  - Что это?
Учитель: - Бабочка. О, бабочка! Да, это бабочка,
                 друг мой.
Ученик:  - Из чего состоит бабочка?
Учитель: - Из двух параллельных "б", двух
                 оранжевых "а" и "очк"а.
Ученик:  - Ее едят?
Учитель: - Нет, ее протыкают булавкой.
Ученик:  - Зачем?
Учитель: - Она обретает спокойствие. Так познают
                 спокойствие.
Ученик:  - Что сказал об этом поэт?
Учитель: - Поэт сказал: "На свете счастья нет, но
                 есть".
Ученик:  - Бабочки всегда так громко звучат?
Учитель: - Нет, друг мой.
Ученик:  - Значит это не бабочка?
Учитель: - Возможно и так, друг мой.
Ученик:  - Она приближается. Бабочки всегда такие
                 большие?
Учитель: - Нет, друг мой.
Ученик:  - Почему же ты молчишь?
Учитель: - Лучше промолчать, нежели впасть в
                 заблуждение.
Ученик:  - Что есть учитель?
Учитель: - Такие вопросы задавать запрещено.
Другой ученик (вбегая):
              - То, что Вы назвали бабочкой, учитель,
                село там, на поляне. Оно огромно и
                железно. В нем кто-то есть. (убегает).
Ученик:  - Пойдем, посмотрим?
Учитель: - Не так быстро, дитя мое, не так быстро.
                 Сначала повтори алфавит.
Ученик:  - А.
Учитель: - Полным ответом.
Ученик (не слушая): - Кто это идет сюда?
Учитель: - Неважно. Поэт сказал: "Я - памятник
                 себе".
Ученик:  - Что они там делают?
Учитель: - Биографию, друг мой, биографию.
Ученик:  - Они тянут какую-то сеть.
Учитель: - Сеть состоит из дырок и ниток между
                 ними.
Ученик:  - Они поджигают лес.
Учитель: - Поэт сказал: "Белеет пар. Ус одинокий".
Ученик:  - Что это, что это? Смотри, учитель, что
                 это?
Подполковник Осьминогов (входит с топором):
              - А вот что!

 

 

 

 

 

 текущее
 антресоли
 присутственное место
 личное дело
 однополчане
 официоз
 челобитная

 

 
     текущее |  антресоли |  личное дело |  однополчане |  официоз
 присутственное место |  челобитная

 

Hosted by uCoz