Вячеслав Лейкин ИГРАЕМ В ПОЭЗИЮ
Глава 18. Выбранные места из переписки с поэтами
Ежели ты, любезный Читатель, обратившись к этой книге, не скакал
нетерпеливо по главам из начала в конец, из конца в середину, из середины снова куда-нибудь в начало, а руководился порядком глав, заданных оглавлением, то именно здесь, именно в этом месте мы должны тебя поздравить: ты одолел половину книги.
Природа, звонко пробуждаясь, - пишет семиклассник Леня К. И если "громкую улыбку" представить ебе довольно непросто, то дети, "повисшие из окна", поражают воображение мгновенно. И весьма сокрушительно. Тему весны продолжает десятилетний Андрей И.: Хорошо на дворе весной: Хорошо, что хоть птичек не "лопает". Птички щебетают, радостно свидетельствует Марина Н.... А теперь отправимся в лес следом за пятиклассницей Леной Т.: Ветер так и бегает по лесу, И в самом деле, не все же ветру летать. Надо и побегать немного. олько больно уж он неспокойный, этот ветер. Даже "большого дерева дуба" не щадит. Следующее стихотворение называется "Осень". И сочинила его Света И., двенадцати лет: Пора дождей и листопада, Довольно вольному обращения Свете с язык делает этот стихи несколько необычный, не так ли? Еще одна "Осень", принадлежащая перу Игоря Ф.: Мчат на юг перелетные птицы, С "бобрицей" познакомились. Очаровательное, должно быть, существо. И с птицами отлично рифмуется. Кстати, о птичках: Птицы серые летят Валя Р. (4 класс) Чтобы не забыть "ихных взглядов", надо было их как-то различить. Вале это удалось, с чем мы ее и поздравляем... Журавли улетели, - налетела зима. Таня З. (6 класс), объявляя о начале зимы, заводит традиционного для зимне-весенней поэзии Мишку в такие грамматические дебри, что не о каком сне для бедняги и речи быть не может: Зима-красавица пришла, А вот как простенько и со вкусом пишет о зиме третьеклассница Таня Д.: Зима идет и все мы рады Если уж существует в русском языке выражение "строить куры", то отчего же нельзя "строить бабы"? Еще про "баб": Бабу снежную леплю, Света Т.(4 класс) Содрогнулись?
Вот паренек в салазках едет, (Лена В., 3 класс) "Скачущие на коньках, пусть даже и "умело", все-таки выглядят несколько странно. То ли дело у шестиклассницы Ларисы З.: Вот коньки скользят по льду, "Плавно едя" - а что, звучит недурно, не хуже, чем, например, "ехая", но более необычно... Продолжаем зимнюю тему. Пятиклассник Андрей Н.: Люблю зиму я в январе, Автор и сам не хуже "снега зимних сохранений" поражает описанием "изящным", так как рассказ о "парне синеоком", который летом плавал в пруду с "брегами", совершенно озадачивает. Этот "синеокий" здесь скорее гуся напоминает. Или селезня... Где зима, там и Новый Год.
Бом - один! Бом - два! И еще одно, исполненное мрачного оптимизма: Поздравить с Новым Годом вас я рада, Таня Р. (6 класс) И завершает зимний цикл стихотворение пятиклассницы Ирины Н., человека, повидимому, серьезного и убежденного: Много сулит это утро морозное: От этой взволнованной строфы мы сможем довольно легко перейти к следующей группе наших "извлечений". Легко, потому что стихи про "правительство" отнюдь не случайны в нашем собрании. Революция, войны, праздники, пионерские и комсомольские ритуалы и традиции - вся эта барабанная дребедень, пропитавшая сознание мальчишек и девчонок тех, таких уже сейчас далеких, семидесятых годов, естественно проникла в их простодушные и, кстати, весьма искренние сочинения. Игорь Д. (7 класс): Комсомолец я, комсомолец! Странная радость. Саша Ш. (8 класс): Спасибо, лето, за сплоченность Довольно своеобразные отношения в этом лагере. Елена А. (8 класс): Юношей, живущих в наше время Еще-то за что их любить? Наш друг Корчагин И вот однажды ночью темной Оля В. (6 класс) Интересное "увы"... Александру Матросову Еще ты молод был тогда, Лариса В. (4 класс) Портрет исчерпывающий, не так ли? О войне писали как о чем-то живом, ярком, волнующем, писали так, словно сами были свидетелями этих картин и сцен. Возвращение солдата Ты идешь по пустынной улице Жанна К.(7 класс) ...И станет она оплакивать тело, Юра В. (5 класс) Но помнят о войне, но помнят о войне Валерий Р. (6 класс) А вот стихи будущего солдата, исполненные сурового восторга все тех же семидесятых: Сегодня нам ведь восемь, а завтра восемнадцать, Андрюша К. (2 класс) Сегодня они - "мальчишки", а послезавтра - "мамы". И кто угодно, если Партия прикажет, если Родина велит. Родина - слово дороже всех! честно предупреждает третьеклассница Таня Р. А Юля Т. (2 класс) радостно живописует бодрую атмосферу бесконечного праздника: Флаги вьются над землей, Такая вот интересная примета. Как пишет девятилетняя Галя М. - Ты - Родина моя, А какие волнующие детали возникают в стихах, посвященных старинной пионерской забаве - посещению революционных музеев! Вот лежит пистолет. Оля И. (2 класс) Вошла Аврора в берега, Зоя Т. (6 класс) Вот тот шалаш прославленный, Александра Л. (4 класс) А добивали эту "дичь" школьники начала восьмидесятых: Ты, Ленин, нам заветы дал Андрей Н. (5 класс) Как клялась десятилетняя Рита Г. - ...И жизнь отдам я за тебя, Любопытно было бы сие увидеть... И, наконец, еще два стиха, столь круто заваренных на верности бессмертным идеалам, что их невозможно не привести здесь полностью. Смерть комсомолки Собрались комсомольцы у речки на лугу, Лена Я. (5 класс) Мересьев Товарищ Мересьев летел в самолете, Оля Ш. (6 класс) Последняя группа "извлечений" посвящена теме трепетной, насущной и тоже весьма популярной. "Дорогая редакция, я сочинила стихотворение на тему "мать": "Мама" - нет слова нежней. Таня Г. (3 класс) Что за "враги" такие? Откуда им взяться? Да, в сущности, неважно. Главное, "пусть нападут", а мы уж как-нибудь "постоим". Так уж нам завещано. Нет на свете мамы дороже, Слава Г. (2 класс) Опять ей, бедной, биться. Такая вот у них любовь. В суровости своей просто удержу не знающая. Оберегая нас от зноя, Алеша М. (6 класс) Это опять на тему "мать". И снова сурово. От этих строк "холод уж" по кому угодно поползет.
Мать я люблю, как растенье, Саша И. (3 класс) А пятиклассница Люда В. четко и недвусмысленно формулирует, почему мамы так любимы. Да потому что полезны: У грузин и у татарок, И, наконец, стихи про дедушку, который хотя и не мама, но в нижеследующем сочинении странным образом ее напоминает: Дедушка - это тот, кто родил меня. Витя Б. (5 класс).
|