Альманах "Присутствие"
 Альманах Присутствие
№  36
от 22.09.2011        до 22.12.2011

 

 

 

 Вадим Пугач

 ТРЕТЬЯ КОМНАТА

 

 

 

  • "Утрачивая облик, имя..."
  • "О, вечерних кузнечиков вереск..."
  • "И не родился я, и не погиб там..."
  • "Есть в молчании некое нечто..."
  • "Представим такого профи..."
  • "В комнате становится теплее..."
  • "Вот, ограничен жизнью строгой..."
  • Третья комната
  • "Что было? Разве что-то было..."
  • "Смерть привлекает меня как сюжет..."
  • "Среди бессмыслицы и бреда..."
  • Забытая сестра
  •  

     

     

     

     

    * * *

    Утрачивая облик, имя,
    Лишаясь центра и ядра,
    Я шел по лестнице. Я в Риме
    Взбирался на собор Петра.

    Я чувствовал себя довеском,
    С любой ступенькой наравне,
    Карабкаясь наверх по фрескам –
    По их обратной стороне.

    Я шел по куполу. Над ним бы
    Кружить не мне и никому,
    Но ниже остаются нимбы,
    Иные силы на кону.

    Дав отдых нывшему колену,
    Облокотившись тяжело
    На убегающую стену,
    Я натолкнулся на крыло.

    Когда же из предвечной пыли
    Уже на самый верх проник,
    Вопрос мне задал: «Это вы ли?» –
    Летящий рядом ученик.

    На высоте, которой нету,
    Уже дыша, еще гния,
    Я зван и избран был к ответу:
    «Галлюцинация, не я».

    Зато одышка, боль в колене,
    Крыло, застрявшее в стене, –
    Поверх пустых определений
    И впрямь принадлежали мне.

     

     

     

    * * *

    О, вечерних кузнечиков вереск,
    Тонкий треск мирозданья по шву,
    Приспособь меня к маленькой вере: ск-
    Олько надо – столько живу.

    И сегодня до самого верха т-
    Еатрально заштопали твердь
    Одуванчика поздняя перхоть
    И случайного яблока смерть.

    Залюбуюсь его безобразьем
    И потрогаю ногтем гнильцу,
    И представлю, как падало наземь
    И лицом прилегало к лицу.

    И напрасно, особою жилкой
    Утверждая, что жребий тяжел,
    Со своею газонокосилкой
    Здесь газонокосильщик прошел.

    Механическим ревом, наскоком
    Он едва ль переплюнет когда
    Насекомого в шуме высоком
    И молчащих цветка и плода.

     

     

     

     

    ***

    И не родился я, и не погиб там,
    И резко не менялся, становясь,
    Но отчего-то чувствую с Египтом
    Ничем не отменяемую связь.

    Что мне его высоты и низины –
    От пирамид и до могильных ям, –
    Домов недоплетенные корзины
    С торчащей арматурой по краям?

    Нет, я иными снами наполнялся
    И из иных посылок исходил,
    Когда опять с работы увольнялся,
    Как будто из Египта исходил.

    Пока еще упрямый дух исхода
    Ведет меня, связуя и горя,
    Жива моя последняя свобода
    Сжигать мосты и раздвигать моря.

     

     

     

     

    * * *

    Есть в молчании некое нечто;
    Мысль извилиста, слог нарочит.
    Так и так произносится речь-то,
    Только глуше и меньше горчит.

    Так и так выползают из логов
    И выпархивают из часов
    Отголоски моих монологов
    И фантомы чужих голосов.

    И гудят над условной периной
    Перелай, перещелк, перепал,
    Чтобы птичьей тоски и звериной
    Недомолвок и мне перепал;

    Чтобы чувствовать только, что алчем, –
    Я ведь тоже бурлил и алкал
    И в своем простодушье не знал, чем
    Оправдаться, когда замолкал.

    А теперь не ищу оправданий,
    Онемев до сведения скул,
    Ибо что может быть богоданней,
    Чем молчания шепот и гул?

     

     

     

     

    * * *

    Представим такого профи –
    Разведчик перед войной
    Потягивает свой кофе,
    Маленький, но двойной,

    Играет с соседом в шашки,
    Одерживает над ним
    Победу – и вновь по чашке
    С дном – маленьким, но двойным.

    Допустим, он ждет агента,
    Чудака в полосатых носках.
    Стучит новостная лента
    В тяжелых, как гири, висках.

    И ведет политика Сталина
    К катастрофе и пустоте.
    И он видит, что явка провалена,
    И носки на агенте не те.

    Расставаться будет непросто
    И с ним, и с его женой.
    Но у них перспективы роста
    Нет – ни маленькой, ни двойной.

    И скажите, зачем радист вам?
    Молчанье станет связным.
    День заканчивается убийством,
    Тоже маленьким, но двойным.

    Он исчезнет на дне колодца
    Жизни, маленькой и двойной,
    И потом уже не найдется
    Той ли, этой ли стороной.

    Ни к чему его не ревную
    И при случае не бодну.
    Даже маленькую, но двойную
    Я не прожил бы. Мне б одну,

    Точно черточка в апострофе,
    Жребий, участь, доля, стезя, –
    И довольно. И чашку кофе.
    Жаль, что кофе почти нельзя.

     

     

     

     

    * * *

    В комнате становится теплее.
    Или холоднее? Я никак
    Не пойму. И здесь, и на дисплее
    Разливаем водку и коньяк.

    Постепенно стану переростком, –
    Путь во время неисповедим,
    Точно виртуальный – по бороздкам,
    Где просторы диска бороздим.

    Мы смеемся. Те и эти трели
    Как кусочки жира в колбасе.
    Дело ведь не в том, что постарели,
    И не в том, что живы мы не все.

    Дело в том, что прошлое, как воин,
    В плен берет, маячит за плечом,
    Потому что облик наш присвоен
    И в темницу диска заключен.

    Мы не мы, а то, что отпустили
    Погулять на волю из тюрьмы, –
    Сообщенье в телеграфном стиле:
    «Хорошо сидим. Приветом. Мы».

    Или в невозможное играем
    И идем на сумасшедший риск –
    Наблюдать за настоящим раем,
    Вписанным в блестящий этот диск?

    Что же я, тоскуя, проору им –
    Нам, осуществившимся в былом,
    Там, где мы, бессмертные, пируем
    За огромным жертвенным столом?

     

     

     

     

    * * *

    Вот, ограничен жизнью строгой,
    Проходит человек. Пускай
    Себе идет. Его не трогай,
    Не называй, не окликай.

    Он, может быть, один впервые,
    Ты дай побыть ему одним.
    А вдруг как силы мировые
    Схватились именно над ним?

    Они вверху шумят, играя,
    А он для них и смысл, и ось,
    И в нем от края и до края
    Все воплотилось и сошлось.

    Там и медведицы, и веги, –
    Не прикасайся, не убий, –
    Там, может быть, такие веки
    Похмельный не подымет Вий!..

    Там свет грохочет, точно скорый,
    Исходит, квантами сочась, –
    И как пройти, и час который,
    Его не спрашивай сейчас.

    Так в поле над сгоревшим просом
    Шумят ненужные дожди.
    Не подходи к нему с вопросом
    И вообще не подходи.

     

     

     

     

    Третья комната

    В комнату войду – забуду с чем –
    И стою, к двери прижат.
    В позапрошлом недобудущем
    Вещи мертвые лежат.
    Как солдаты, розно тающие
    На последнем рубеже, –
    Знаки жизни, означающие,
    Что они не жизнь уже.

    То веревка, то картина,
    То подкладка из ватина,
    Веер, маска, карнавал,
    Только пыль да паутина,
    А за ними – все едино,
    То каверна, то провал,
    То инкубы, то суккубы –
    Как в распавшиеся губы
    Пустоту поцеловал.

     

     

     

     

    * * *

    Что было? Разве что-то было?
    И что запомнил о былом?
    Растрату нежности и пыла,
    Износ когтей, зубов облом?

    Что есть? Пристрастий пара личных,
    Почти что ненужда ни в ком
    Да ряд ужимок параличных
    С подмигиваньем и кивком?

    Что будет? Но какая сила
    Способна на благую весть?
    «Ты будешь есть?» – жена спросила.
    Я отвечаю: «Буду. Есть».

     

     

     

     

    * * *

    Смерть привлекает меня как сюжет;
    Только меняешь завязку.
    В эти-то воды однажды вошед,
    Ими я сыт под завязку.

    Новый дается глоток тяжело,
    Пусть и с намереньем скользким.
    Сколько «ты жил», «ты жила», «ты жило»
    Скажешь, а главное – скольким?

    Лучше, ей-богу, совсем замолчать,
    Чем разоряться, что все там...
    Лучше печать на устах, чем печать,
    Выполненная офсетом.

    Там, под водой, где лучи не палят,
    Легкие сменишь на жабры.
    И замечаешь – уже веселят
    Всяких кадавров макабры.

    Помню такого, он был молодой,
    Жизни не вынес ненастной.
    А торговать примерялся водой,
    Правда, другой – ананасной.

    Я ж наблюдаю вокруг торжество
    То красоты, то морали.
    Стихотворенье не стоит того,
    Чтобы друзья умирали.

     

     

     

     

    * * *

    Среди бессмыслицы и бреда,
    Безумия и беготни
    Ночь, улицу, фонарь, Толедо
    И каплю воздуха глотни.

    Закрой глаза, нажми на веки,
    Пройди сквозь проплески и свист,
    Очнись в четырнадцатом веке
    Как королевский финансист.

    Оплачивай забавы щедро,
    Капризы зная назубок,
    Покуда твой кастильский Педро
    Порхает, точно голубок.

    Вокруг него придворных сотня, л-
    Ови их ненависть, еврей,
    Покуда кто-нибудь не отнял
    Дочь. Нет, обеих дочерей.

    Как будто их, как некий дар, дав,
    Тебя же обрекли дрожать,
    Пока любовникам бастардов
    Они готовятся рожать.

    Опасность над тобой нависла,
    Неотвратима и груба.
    Полна значения и смысла
    Твоя толедская судьба.

    Луна маячит над кварталом,
    Ее попробуй – обесточь
    И по столетьям, как по шпалам,
    Проковыляй в другую ночь.

    А кто ты там на самом деле –
    И самого, и дела нет,
    Пока ты шаркаешь в тоннеле,
    Теряя тот и это свет.

     

     

     

     

    Забытая сестра

     

    1. Забытая сестра

    Если память – костер, я сгорю не на этом костре.
    Я не то, что забыл о сестре; я забыл, что забыл о забытой сестре.

    Если помнить, тогда подскажите, о чем и о ком.
    Не о том ли, как ты обучала меня помидоры запивать молоком?

    Не о том ли, как ночью вскочили, почувствовав некий симптом,
    А потом не слезали с горшков до утра. Не о том?

    А о чем? Не о том, как не ладили наши отцы
    И заочно друг друга оценивали, допустим, до хрипотцы?

    Впрочем, с уст матерей тоже едва ли слетала взаимная похвала;
    Только старость объединяет то, что молодость развела.

    Так о чем я должен был помнить? Об этом, как его, ну,
    За кого выходила замуж, рожала, уезжала в чужую страну,

    Разводилась, меняла любовников, с некоторыми из них
    Даже знакомила; особенно показался забавен твой предпредпоследний жених –

    Маленький упитанный лавочник, горячий, точно хамсин.
    «Made in Marocco» – это, оказывается, не только про апельсин.

    Кстати, о муже. Всегда был прост, жовиален и груб.
    Несколько лет назад на улице нашли его труп.

    ...Да, так о чем я должен был помнить? О доме на склоне холма?
    На расстоянии выстрела от него стоят другие дома

    Другого народа; однако языковая – это ведь тоже семья,
    И этот народ помнит о тебе все время. Не то, что я.

     

    2. Доверие

    Таджик, в дальнейшем именуемый Федор, чинит дом, стоящий на склоне холма,
    Нормальный, прямоугольный дом, который не выглядит конусом или сферой.
    Но что бы Федор ни делал, все равно выходит чалма,
    Потому, как бы сказал Левитан, что он это делает с верой.

    Между сиренью, жасмином, яблоней – в этой щели, в пазу
    Живут друзья мои, разговаривая на визге
    Только с соседями. Мы в гостях; я и мой друг ни в одном глазу,
    Разве что выпили по немногу виски.

    Как тут хорошо, – думаю я. И потом
    Подумаю так еще, вспоминая дом с простодушной отделкой.
    А сейчас мы следим вдохновенно за тем, как сердится белка на сосне,
                       цокает, бьет хвостом
    И следит за кошкой, которая тоже следит за белкой.

    Глаз (тот самый, что ни в одном) оскользает вниз: огородец, колодец, тын.
    Как тут хорошо, – думаю я. И снова
    Подумаю так; здесь даже есть один эдельвейс, но главное – сын,
    И это решает все: вот она, жизнь, фундамент ее, основа.

    Здесь еще будут банька, пруд, праздник, коньяк, долма, –
    Вся эта прелесть правильной, просветленной плоти,
    Потому что Федор, именуемый выше таджиком, чинит дом не на склоне холма
    И вообще не на склоне – скорей, на взлете.

     

    3. Утро в доме, пребывающем в трауре

    Есть у вас, например, дети. Эк вы им
    Надоели. Всякий ваш оборот им кажется нарочит.
    Раньше каждое утро за стеной раздавался моцартовский «Реквием».
    А теперь иная музыка звучит.

    То есть, знаете, совсем другая аура,
    Солнце утром тычет в окна дулом, то ли жерлом.
    Но во всем этом стало как-то значительно больше траура,
    Будто просыпаешься в помещении нежилом.

    Кабы знать, что вберется, что вынется,
    Различал бы, верно, где добро, где зло.
    Мы с женой встречались со старшей дочерью в занесенной снегом московской гостинице.
    Господи! Не им ли и нас туда занесло?

    Слышишь, господи? Она летела куда-то из Токио,
    Где еще не рвануло, а мы долго ждали в аэропорту
    (Кстати, и там еще не рвануло, зато в соседнем...), а потом говорили только о
    Пустяках, потому что другое не помещалось во рту.

    Поле, по которому мы идем, могло бы назваться минным,
    И ему бы поверили, а оно бы спросило:
    – А ты кто?
    – Да вот, иду.
    Собираюсь встретиться с младшей дочерью, поговорить по душам, то есть как минимум
    Посидеть в кафе, съесть какую-нибудь еду.

    Просыпаться – все равно что потрясать оружьем,
    Зная, что не выстрелит: пьеса, видимо, не та.
    Я все время кем-то был: любимым сыном, счастливым отцом, неважным мужем.
    Заводи шарманку. Блефовать – так с чистого листа.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                 

                 

    Hosted by uCoz