Альманах "Присутствие"
 Альманах Присутствие
№  35
от 22.03.2011        до 22.06.2011

 

 

 

 Алексей Гамзов

 ИСХОД

 

 

 

  • "Сами себе аплодируйте крыльями, птицы!.."
  • Исход
  • "очнись на востоке, беспечный гайдзин..."
  • "Как буги вьюги жгло!.."
  • "Умер виршеплёт, вернее, отмер..."
  • Моисей
  • Одуванчик
  • "слабо ли в райские врата..."
  • Крит
  • "ну-ка, память моя, кругом..."
  • "Оседая, я крикнул: «Бежи!»..."
  • "Метемпсихованный, битая аватара..."
  • "Идет слепой, как дождь идет слепой..."
  • "Как причинное место..."
  • "Находящийся на волоске..."
  •  

     

     

    * * *

    Сами себе аплодируйте крыльями, птицы!
    Город проводит вас в странствие, тысячелицый.
    К югу, ребята! Довольно бесцельно носиться
    В небе столицы!

    Сонмы дерев, как неделю не бритые спички
    Машут ветвями вослед : «До свидания, птички!
    Преодолейте, любезные: тучки; кавычки;
    Силу привычки».

    Перелетая гурьбой за урез горизонта,
    Что же вы ищите, шустрые? Бунта ли? Понта?
    Не удивлюсь, если попросту воздуха: он-то
    И разряжён так,

    Чтобы впустить и вместить вас. Так будьте же скоры,
    Будьте смелы, поглощая равнины и горы,
    Пусть пощадят вас стихии и винтомоторы,
    Сети и своры.

    Вы-то летаете вольно, а мы, не в пример вам,
    Разве что в адских машинах, подобны консервам,
    А на земле мы рабы своим грусти и нервам —
    Как в Круге первом.

    Род человеческий, занят своим аты-батом,
    Кесарь, рожденный елозить — завидуй пернатым!
    Это они, а не мы, воспаряют к пенатам —
    Белым, кудлатым.

     

     

     

    Исход

    Открыть огонь. Изобрести колесо.
    Следом — автомобиль, чтоб огонь оказался беглым.
    Мыло и бритву создать. Не чтобы холить лицо —
    Чтобы верней расставаться со светом белым.
    Дать волю слезам. Отпустить волосы и усы.
    Руки пораспускать. Отменить крепостное право
    В отношении ног и пойти как часы —
    Тикая; перетекая за край державы.

     

     

     

    * * *

    очнись на востоке, беспечный гайдзин,
    отведай сакэ, обездоль апельсин
    и вторгнись, как в задницу — клизма
    в безмозглую бездну буддизма.

    стань лучше и чище процентов на дцать,
    учись отрицать и на цитре бряцать,
    пой мантры на весь околоток,
    и пяткой лупи в подбородок.

    частушку на танка сменяй, самурай,
    от фудзи фигей и от гейш угорай,
    в тени отцветающей сливы
    черти иероглиф «пошли вы».

    освой караоке, сёппуку и го,
    поскольку без этих вещей нелегко
    найти, матерясь, по компасу
    матёрую аматерасу.

    плыви, зарекись от тюрьмы и сумо,
    и коль просветленье не грянет само —
    прячь в жёлтое море концы, трус,
    и съешь обездоленный цитрус,

    усни — и проснись в нашей дивной стране,
    где я эти строки пишу при луне,
    где васи, и маши, и вани —
    давно обитают в нирване...

     

     

     

    * * *

    Как буги вьюги жгло!
    Как изгородь ломало!
    Как иссекло стекло!
    Иссякло. Доиграло.

    Пурга несла пургу
    на людоедской мове,
    а нынче ни гугу:
    спеклась на полуслове.

    Прохожий, что дубел,
    теперь бредёт, развязен.
    Башмак его не бел,
    а чёрен, хлюпок, грязен.

    Где злость? Где трубный звук?
    Где чистота и ярость?
    такая юнь вокруг,
    а будто — старость.

     

     

     

    * * *

    Умер виршеплёт, вернее, отмер:
    попусту то сохло, то лилось.
    Слово одинокое на отмель
    выскочит и сдохнет, как лосось.

    Человек меняет лёт на гнёт.
    Абсолютный слух сменяет сплетней.
    Складывает крылья и идёт:
    некрасивый, тридцатитрёхлетний.

    Живы ли икринки в иле, или
    нету жизни в жанре низовом?
    Муха копошится в рыбьей гнили:
    точка черная на розовом.

     

     

     

    Моисей

    ракита системы «гори-говори»
    коптит на горе, распадаясь на три.
    пред ней, исчезающе мал, человечек.
    цикада звенит, как высотный разведчик.
    и голос вещает куста изнутри.

    другая эпоха, другая гора,
    но та же цикада и та же жара.
    опять человечек, и голос знакомый,
    и он говорит о завете, законе...
    но после — сечёт на манер топора:

    «лишь пепел в печах и вагоны волос
    (иосиф некрасофф, «мороз — холокос»),
    лишь грохот погромов в местах незнакомых,
    лишь лёт насекомых и звон ни по ком их —
    таков Мой ответ на твой скрытый вопрос».

    пылали костры и светились шатры,
    а мал-человек возвратился с горы.
    он думал: «как жаль их!» — вздымая скрижали,
    и что-то втирал о счастливом финале,
    а люди балдели от этой муры.

     

     

     

    Одуванчик

    Белесый дождь горизонтальный
    Из одуванчиковых пор.
    Смотри же на полет летальный,
    Задув пушистого в упор.

    Мы тоже станем лысы, дряблы,
    Цветка весеннего итог.
    Дожить хотя до октября бы,
    Когда и нас рассеет бог.

    И нет нам вёсен про запас, но
    Я не жалею, что умру,
    Поскольку видел, как прекрасно
    И ясно семя на ветру.

     

     

     

    * * *

    слабо ли в райские врата,
    не причинив себе вреда?
    дух оперировать без боли
    слабо ли?
    слабо, витийствуя — рожать?
    о братстве петь — из-под ножа?
    фабриковать, вскрывая вены
    катрены
    о смысле сущего? слабо в
    двух пулях выразить любовь,
    сказать, мол, верю и надеюсь,
    прицелясь?
    слабо не обломать перо,
    построчно потроша нутро,
    дословно на сибирь, меся грязь,
    ссылаясь —
    источник счастья и обид,
    что столь же чист, сколь ядовит?
    короче говоря, слабо ли
    на воле?

    любимая, прости меня:
    и жить без этого огня
    невыносимо, и, тем паче,
    иначе.
    я сам себя загнал, засим
    я сам себе невыносим,
    и — чудо — лишь тебе, постылый,
    под силу...

     

     

     

    Крит

    ветер, бей в берега, поднимай на крыло,
    умыкай инженера усталого,
    чтоб критяне, толпясь, разевали хлебло
    на кидалово, глянь-ка, дедалово.

    не астерий, а именно это: обло
    и лаяй — механизм, порождающий зло,
    что любого икара — до талова,
    в состояние жидкого олова,

    даже боги не ровня с бескрылой толпой
    в генерации зла, если над головой
    гордый профиль свободнонесущий.
    улетай же, старик, и себя не вини,
    будь такой же, как я в свои лучшие дни:
    распонтованный, борзый, не ссущий.

     

     

     

    * * *

    ну-ка, память моя, кругом.
    предъяви ее, ту, по ком
    умирал, лаская
    что посмел бы назвать соском,
    если б не было то звонком
    на воротах рая.

    ту, которую всю, везде,
    и в ромашках, и в резеде,
    и пестом, и дланью —
    оживи ее, ту, мою,
    о которой всё думаю
    даже без сознанья.

    от которой сводило пах,
    от которой сам воздух пах
    спермацетом, миррой,
    ту, которую на руках,
    ту, что нынче пою в стихах —
    о, реанимируй.

    ну и пусть — хоть слагай, хоть вой —
    что из прошлого ни ногой
    та, одна на землю,
    облик, ощупь, дыханье, вкус
    воскреси. растворяюсь, вьюсь,
    истекаю, внемля.

     

     

     

    * * *

    Оседая, я крикнул: «Бежи!»,
    что подразумевало: «Немедля,
    беглый взгляд на оседлую жизнь
    бросив, двигай отсюда, земеля.

    Свою молодость, жимолость жил
    расстреляв из пращи ли, пищали,
    оседаю, как будто не жил —
    прощевай же, парнишка прыщавый.

    Оставайся хоть ты молодым,
    никогда не сыграющим в ящик,
    я запомню тебя таковым —
    без грядущего, но настоящим».

     

     

     

    * * *

    Метемпсихованный, битая аватара,
    Жертва солнечного удара и лунного перегара,
    Членовредитель, неумных детей родитель,
    Пастух разведенок, подонок, небокоптитель,
    Преданный зритель и никогда не автор
    С тайной тревогой вглядывается в завтра.

    Это не сила, это, от силы, слабость,
    Просто душа носилась, верней, слонялась
    По алфавиту донизу, до э-ю-я,
    И — по-стрекозьи, до верхнего «до» июля,
    Да позабылась прелесть пути кривого,
    Вот и жим-жим теперь. Хочет начать ab ovo.

    Жидкого монгольфьера возьми в баллонах,
    Бахни за тех, чья вера — рубить бабло, нах:
    Им ли с тобой сидеть, оседлавши крышу,
    С тайной тревогой, как сказано было выше?
    Им ли желать себе паровозных топок,
    Чтобы хоть дымом — на воздух, в эфир, в оффтопик?

    Коли нечем крыть, чем не повод рубить канаты,
    Утекая в место, где предки лежат, брадаты?
    Как Господь хипповал, а потом наповал, бедняга,
    Так и ты замыкай, оставляй самый кайф, бумага,
    Ибо кто ты есть, как не лист, отлетевший с крыши,
    На котором, пока летишь, наконец напишут...

     

     

     

    * * *

    Идет слепой, как дождь идет слепой,
    С протянутой в грядущее рукой,
    Нащупывая в ранящем грядущем,
    Куда идет невидящий идущий.

    Стучит клюка, как дождь, стучит клюка,
    Во мраке растворяется рука,
    И в этот час ночной слепому равен
    Любой из тех, кто на глаза исправен.

    Слепой уходит, слепотой храним,
    И мысль о нем уходит вслед за ним,
    Потом приходит вновь и остается,
    Постылая, как жизнь на дне колодца...

     

     

     

    * * *

    Как причинное место
    Оголяя прием,
    По дороге из детства
    Да в родной чернозем,

    Через яростный вереск
    Пробиваясь на свет,
    Словно рыба на нерест —
    Промелькнула, и нет —

    Все, что было под кожей,
    Передам по рядам,
    Но вот это, похоже,
    Никому не отдам:

    Этот флюоресцентный
    Глаз-алмаз в небесах —
    Несомненную ценность
    Для сказавшего ах,

    Этот даже не голос —
    Хронос, взятый внаем,
    Полоскавший мне полость
    Первосортным сырьем,

    Этот промысел смысла,
    Исчисленье числа
    С вящей помощью дышла,
    Коромысла, весла.

    Вот работа для плуга —
    Я ль не плуг твой, Господь? —
    Ради воздуха, духа
    Резать землю и плоть,

    Быть, покуда не лягу
    И — легка борозда,
    И трудом, и трудягой,
    И орудьем труда.

     

     

     

    * * *

    Находящийся на волоске
    опохмелом скрипит по тоске,
    и врывается в этот анапест
    почерк Севера —мглист и разлапист.

    Путь земной прочертив буквой «Г»,
    ты бытуешь в кромешной тайге,
    Мефистофелю —Фауст-патрону
    и свою доверяя персону.

    Ты штудировал жизнь по слогам,
    препарировал шелест и гам,
    но теперь понимаешь, биолог:
    век опалых иголок недолог.

    Бросив жить, что теперь возопит
    отучившийся шпарить пиит?
    Что звучит в нерифмованном, белом
    крике кречета оторопелом?

    Стадо —пастырям, ниву —жнецам.
    А тебе остаешься ты сам.
    Чем темнее на сердце, тем ниже
    и темнее твой стиль. Так темни же.

     

     

     

     

     

     

     

                 

                 

    Hosted by uCoz