ОБЕЗЬЯНКА
...e quella, si lontana
Come parea, sorrise e riguardommi... Данте
Когда я был ребенком, когда моя мать была молода, когда ужас смерти был мне внове и был чист и свеж ("как поцелуй младенца"), а дубок среди красно-кистеперых рябин и заячьего пуха верб был маленьким да так, пожалуй, и не подрос за четыре десятилетия и пальцы мои были тоже маленькие (эти, впрочем, подросли), а розовые кости рояльных клавиш были как шатучие, гремя, доски на чердаке или как колеблемые коромысла качелей ко мне приходил учитель музыки, в молодости охотившийся в Египте на крокодилов и мы, в четыре конечности (две крокодильчато-коричневые руки и две недомерко-розовые мокрые поросячьи лапки) разыгрывали карликового Баха лилипутские гавотцы, минуточные менуэтки, а невидимые немцы, шурша, танцевали под них, спрятавшись в пошатывающихся занавесках. Я любил его, но не постигал нотной грамоты. В именах нот прятались лиловые, как негры, слоны, алая шелушащаяся простуда, дымящиеся в сухо потрескивающем запекшемся льду, между кружащихся, словно подвижные винтовые лестницы, снеговых вихрей, черные звуковые проруби, ямы и раны глухоты. В конце концов отчаявшийся старик предложил мне рисовать музыку, и я играл не по нотам, а по разноцветным картинкам, перебегая пальцами с кривой оранжевой горки на стаю птиц, похожих на широкоротые расшнурованные ботинки; расплетая и сплетая пестрые узлы петляющих цветных лент; топоча, как падающие камни, по скатам красных крыш друг на друга громоздящихся домиков. А так как я не постигал не только нотной, но и простой грамоты, то однажды, вместо микромазурок, он принялся наигрывать мне буквы, находя даже какие-то тупые трели для "т" (солнце без лучей), "ф" (маленький паровоз), "б" (человек с удочкой на берегу пруда), "ч" и "ц" с "ш" и "щ". Очевидно, я был идиотом, как сказал о себе Свифт. Не понимаю, как я одолел алфавит (хотя даже до сих пор иногда невольно черчу вместо буквы нотную веточку). Мне трудно если вообще возможно воспроизвести строй своего тогдашнего мышления, повадку тогдашней речи. Бывают такие, даже иногда рождающиеся живыми уроды, вывернутые наизнанку, с пульсирующими поверх мяса сосудами, с дрожащим мозгом, как парик, надетым на череп, скрывающий внутри самого себя сморщенное детское личико. Так что, narrare narratum, рассказывая рассказываемое приходится прибегать к некоторому подобию театральной иллюзии, примерно как японские актеры на сцене изображают соитие, прижимаясь друг к другу спинами. Это я потом прочел у Некрасова, как псы выплясывают мазурку с мартышками. А тогда была одна городская набережная, выходящая к Неве, но похожая на окраинный переулок, которую я называл "обезьяна с собакой танцует" может быть потому, что к ней, сплетенный с трамвайными рельсами, прилегал выгибающийся дугой малахитово-хрустальный парк с зоологическим садом, а за вброд переходящим реку трицератопсом моста открывался красивый остров с золото-огромным куполом итальянского собора над белоколонным храмом и клокасто чадящими огнем ростральными факелами плавающая шарманка, "окно в Европу" с движущимися под па-де-де картинками чужих городов. Мать, серебристо-розовая, как конский пар, идя впереди меня, с цоканьем вошла в кренящийся шест рыже-одинокого дома среди обмершего на ветру матерчатого золота тополей. Лестница обвивалась вокруг спрятанной в подъезде воздушной ямы. Ослепительные ноги матери обливал шелк. За проходящими стеклянными окнами на вытянувшемся красном платке песка между расступившимися деревьями стоял жираф. Над вершиной воздушной ямы за дверьми, чавкнувшими язычком парил мягкий ало-голубой ковер, были длинный самовар, рояль и белобородый старик, повернувшийся ко мне розовыми неподвижными губами уха, как будто был двухголовым и двухбородым, словно в очередь выглядывающие друг из друга одноглазые близнецы. Конский пар и шелковые стиснутые ноги матери стояли на ковре. В взвизгивающих клавишах кувыркались поросята. Беззвучно лопоча, мокрая бабочка трепыхалась в липкой воде. На улице, в пыльном и внезапном порыве ветра, в вспыхивающих пятнах слез, она дала мне пощечину. Я был яблоком. Молодое, ало-золотое, в розовом пару, в воздухе...
Напоено,
было ядом, знать, оно... Река с переулком набережной повернулись вокруг меня, как два колеса. Мост, земноводный гимнаст серая морская звезда растопырив лапы, кувыркнулся в куполе небесного цирка и, дрожа, замер. По мосту шла женщина. Она была красивее моей матери. Она улыбалась, но ее улыбка не предназначалась мне. И она вела на поводке маленькую обезьянку, как будто сама так неутоленно желанная шла на уходящем в сияющую голубизну, ведомая невидимой рукой, невидимом поводке.
|