Ростислав Клубков МЕРТВЫЕ
Влюбленный молчит. Но он хочет сказать фразу Пьера:
Городской гул жизни затих, душный вечер был похож на неуловимую клоунаду. Я вышел из разноцветного китайского фонаря маленького театра во внутреннем дворе дома, построенного конструктивистом. Я люблю постройки конструктивистов. В этих длинных клетчатых оконных лентах, в этих противовоздушных башенках в углах крыш еще живет мечта человечества о единой семье народов, слишком совершенной и огромной для всех людей. Мечта о негромкой поре скромности, фотокопий и выставок на квартирах. Спектакль был плох. Бородатый режиссер в толстовке обошелся с Еврипидом хуже Аристофана, заменив стихи звуками. "Му!" покачиваясь на котурнах, говорил на Медею царь, и без того похожий на печальное жвачное. "Га!" отвечала ему Медея, потряхивая поросячьими грудями. Режиссер предусмотрительно запер дверь и держался маленькими кулаками за бороду, как за вожжи. Воздух двора наполняла ночь. Странно, присев на край заброшенного фонтана, мне уже совсем не хотелось уходить от этого дома, его розовых, голубоватых и желтых окон, от негромкого рукоплесканья ночной листвы. На близкой набережной канала когда-то жил Мейерхольд. На тротуаре этой улицы замер задыхающийся Мандельштам, прогнанный испуганным Лозинским от своей двери. Где-то здесь, зимой, проехал в санях на последнюю дуэль Пушкин. Здесь в последний раз я видел свою возлюбленную. Стоя в луже, прихлопывая по воде туфлями, она неуверенно, чуть притрагиваясь пальцами, покупала длинный, бледно-желтый цветок в освещенном и прозрачном ночном киоске. Она сильно постарела, и только что-то похожее на беззвучную мелодию флейты оживляло это разрушающееся лицо. Привет, сказал я. Да кто вы? не узнавая, спросила она меня. Неожиданно стареющий человек на краю фонтана абрикосовая косточка, почти неразличимая в полутьме я понял, чем был плох спектакль, поставленный в театральном фонаре. Я слышал стоны, клекот и хрип. Актеры, уходя, медленно уносили с собой котурны, как потухшие лампы. Но я не мог забыть, что передо мной сцена.
|