Впервые я сюда пришла.
Гляжу на всех с порога.
Я нескладна и несмела,
А в чем-то и убога...
Как прозвучит моя строка,
И буду ли достойна?
...Застольцы смотрят свысока,
Но как-то неспокойно.
Концертный номер
В послевоенном багаже концертном
Был гвоздь программы, бивший наповал:
Нам, зрителям, обыкновенным смертным,
Он Красотою скудость поливал.
Из полутьмы таинственной, глубинной,
По грубому щелястому мосту,
Закукленная в кокон паутинный,
К нам шла актерка делать Красоту.
Она казалась пыльной и нечистой,
Замотана в бесцветное тряпье.
И дезинфекционный, закулисный,
Дул ветерок и подгонял ее.
Но падал луч и мотылька ночного
В колибри, в махаона превращал,
И взлет внезапный верхнего покрова
Свистел атласом и парчой трещал,
И нежил, словно вишневый панбархат
Так дивно пыль пушилась под лучом!
Вот-вот, казалось, розами запахнет...
А что же хлорка? Хлорка не при чем!
И шла покровов выброска и встряска,
Какая-то яванская метель!
Полдневно-изумрудная окраска,
Янтарный шелк, сапфирная синель...
И вдруг твердел российский белый иней
На выпушке китайской темносиней...
И, серебром, как рыбка, облита
По всей точеной, выгнутой фигурке,
Вдруг застывала наша Красота,
Победоносно сбросивши кожурки.
И несколько блистательных минут
Надеялся с ней вместе каждый зритель:
Ее поймут, ее в балет возьмут,
И спать с ней не посмеет осветитель.
Мой друг-подросток, будущий поэт,
Тогда еще не книжный, а тетрадный,
Рукоплескал в свои тринадцать лет
И вожделел к волшебнице эстрадной,
И драгоценной почитал всерьез
Игру летучей ветоши и поз
Под непостижной техникою света...
Не зря тебя, словесник-виртуоз,
Я вспоминаю, думая про это,
И жалко мне актерку и поэта,
Но жаль и осветителя до слез.
Он знал, что за кулисами мороз,
Хоть волком вой, хоть зарывайся в стружку.
И загодя в конурку он принес
Два пирожка и малую чекушку,
Чтобы согреть, раздухарить подружку
Царицу роз, владычицу стрекоз.
1986
Новое искусство
(три монолога одного и того же
лица в разное время)
I
- Принесите сюда орхидей!
Я без них не дождусь благодати
Дара речи для пленных идей.
...Черный ворон в багряном закате
Вот о чем я скажу, господа.
Пусть послушницы, то есть актрисы,
Орхидеи поставят сюда,
Ну а ирисы прочь, за кулисы.
Чуют все, как один человек:
Черный ворон в багрянце заката
Улетает куда-то, куда-то,
Где чему-то не будет возврата...
Чуть начавшись, кончается век.
Дрожь свободы, тревога предчувства
Сотрясает нам душу и плоть.
Заскорузлая риза Искусства
Нас теснит. Разодрать, распороть
Этот плащ, столь удобный когда-то,
Задубелый от пота и злата!
Цвет и форму, движенье и звук
И нагое значенье глагола
Не страшась, выпускаем из рук
На <...> идей <...>.
II
- Подметите торцы площадей
Этим веником из орхидей!
А Искусство, громадно и гибко,
Раскатайте по глади торцов!
А вверху, между башен дворцов,
Пусть повиснет гигантская зыбка.
Пусть посмотрит младенческий люд,
В созревании смутном качаясь,
Как Искусство ему отдают,
Всё как есть отдают не печалясь!
Утоляющий жажду народ,
Раздувая юбчонки и клеши,
Пусть подсолнухом сверху плюет
И роняет на сцену галоши.
Я затем для него и простер
Исполинский двуцветный ковер:
Черный рабство, а красный свобода,
Черный ворон в багрянце восхода!
Черный ворон в багряной заре
Как стремительное тире
Между тьмой и огнем, между нами
И вознесшими нас временами!
Жрец, главарь, устроитель утех,
Прежде замкнутый столь безысходно,
Ты свободен! Искусство для всех
Всенародностью самой свободно!
Ты пророком назначил себя.
Воплощайся плакатно, площадно
Так История, сцену любя,
Воплощалась при всех беспощадно!
...Черный ворон в багряной заре...
Черный Ворон? За мной? Во дворе?
Но зачем эти ружья? На что же
Эти отроки в глянцевой коже?!
Что ты, воин, за локоть берешь
И дыханием кислокапустным
Так реально меня обдаешь?..
Или жизнь перепутал с Искусством?..
III
- Дима? С дамой? Приветствую вас.
Ничего, что на кухне?.. Сейчас
Чай заварим, крепчайший на свете,
Пошмонаем водяры в буфете...
Сковородник опять, прохиндей,
Завалился за полку, похоже.
Что вы, милый, каких орхидей
Не хватает мне? Вспомнили, тоже!
Да, водились такие цветы
Семь целковых гони, и порядок...
На какие пускались финты!
Трата денег, и форс, и упадок.
Попрошу к баклажанной икре
Быть внимательней. Сыру хотите?
Черный ворон в багряной заре?
Вы о чем? Не припомню, простите.
Вот вам байка. Зеркальный трельяж
Получила красотка-мотовка.
Прилагалась к нему сторублёвка
И подробный при ней инструктаж:
"Вся твоя сторублёвка, сердечко,
Как захочется, так и потрать.
Только красного с черным не брать
И о белом молчок, ни словечка!
И твой вид никого, никогда
Не шокирует, не потревожит.
Только чур вместо "нет", вместо "да"
Говори "не совсем" и "быть может".
Подчинилась красотка иль нет
Дело девичье. Дамское. Вдовье.
Соблюдающий это условье,
Не живя, проживает сто лет.
А закат ли Искусства, расцвет
Размышляйте потом на здоровье.
Ну и хватит, товарищи, ша!
Всё потом разузнаете сами.
Да и полно о скучном при даме,
Черт возьми, как она хороша!
В черных кудрях, как в черном пере,
В алом свитере цените, Дима?
...Черный ворон в багряной заре,
Исчезающий невозвратимо.
1986