"МОЕ ХОББИ ДОМАШНИЕ ТЕРПЯТ" Олег Новиков беседует с Дмитрием Бочаровым
"...родиться в семье преподавателя литературы это выигрыш в лотерею..."
О.Н. Дима, когда ты стал заниматься литературой? Д.Б. Ребенок, в ехидной самоуверенности подсказавший мне ответ на этот вопрос: "В школе", слегка ошибся. Первые мои литературные опыты (в соавторстве с кем-то из родственников) относятся к периоду конца 60-х. Старая пушистая "Мурзилка" прислала вежливый отказ на мою попытку опубликоваться в те годы. Но литература начала заниматься мной намного раньше. Я искренне считаю, что родиться в семье преподавателя литературы это выигрыш в лотерею. Это как раз то, что называют "впитал с молоком матери". Здесь неуместно говорить о каком-то даре, речь идет о любви к искусству. Вкратце: О.Н. Ощущаешь ли ты себя подвижником самиздата? Д.Б. Если человек берет в руки один комплект этого самого самиздата, то, вероятнее всего, вес его впечатлит более килограмма бумаги, испещренной мелким шрифтом. Средний размер номера 50 килобайт текста. Количество номеров 56 за три года. Все это понемногу приходит в голову, когда сталкиваешься с заданным вопросом. Но ощущать себя в роли подвижника не припоминаю. Мне было интересно. Одного этого было бы достаточно. Подвижничество предполагает бескорыстное служение каким-то высоким целям. У меня же наличие корысти прослеживается на каждом шагу во-первых, конкретная цель помогла в совершенстве овладеть программой, что пригодилось в работе (уважение коллег, благодаря этому, ощущаю постоянно); во-вторых я очно и заочно познакомился с интересными людьми, общение с которыми, даже просто в эпистолярном жанре, доставило мне массу приятных впечатлений; в-третьих, поначалу я искренне рассчитывал подзаработать на изданиях. Увы, стихотворные опусы сегодня продукт достаточно распространенный и предложение явно превышает спрос. О.Н. А насколько товарным был тот продукт, который ты пытался продавать? Д.Б. Из тиража, изданного за мой счет (или за счет СДС) половина доставалась автору, часть продавалась по себестоимости в кругу друзей, остальная лежала до востребования читателем из других городов. Понемногу начал менять точку зрения что поэзия никому не нужна, а уж особенно сетевой публике. Нет, покупают по 2-3 издания в месяц. Это и невостребованные ранее сборники стихов и остатки больших тиражей отдельных выпусков "Темной Лошадки". Адреса покупателей в своем большинстве московские. Как-то на аукционе максимальная цена за сборник стихов "ЛЮБОВЬ. ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ" поднялась до 50 рублей. О.Н. В чем для тебя заключается профессионализм редактора? Д.Б. Никогда не задумывался об этом. Вряд ли слово "редактор" подходит к моему занятию с текстами. Думаю, составителем можно было бы назвать человека, трудившегося над мозаикой с названием "Темная Лошадка". Из отзывов читателей в адрес ТЛ могу припомнить такое: "она слишком гладкая". Может быть моя точка зрения неверна, но я старался не опускать планку особенно низко. Не в этом ли профессионализм "держать планку"? О.Н. На твой взгляд: зачем пишутся стихи? Д.Б. В первую очередь они нужны автору как уникальное средство регуляции психической активности. Если жизнь их на этом не закончилась, т.е. их прочел кто-то кроме автора, то они нужны и читателю, пусть это только один родственник или близкий человек. Всякий пишущий надеется быть прочитанным, ожидает одобрения, признания таланта, славы, если хотите (гонораров в том числе). О.Н. Что для тебя означает слово "любовь"? Должна ли она быть в стихах или можно обойтись без нее? Д.Б. Слово стерто как кусок мела и крошится под пальцами от прикосновений, поэтому, стараюсь его не касаться. Если предполагается изобразить чувство средствами стихотворения, то, по-моему это можно реализовать избежав морковно-кровавых штампов. О.Н. Каковы твои литературные пристрастия? Д.Б. Какое-то время назад я мог с уверенностью сказать о такой эволюции (деградации?) моего круга чтения: фантастика детектив исторический роман, но с некоторых пор регулярно читаю только современную поэзию малоизвестных авторов. Одними из последних редких отвлечений в сторону прозы были Аксенов, Пелевин и Набоков. Что касается поэтических пристрастий, то какое-то время я пытался подражать Северянину в фонетике, потом был Пастернак и, наконец, Гумилев. Техникой удивил меня Бродский, но я полагаю, что если бы сегодняшняя доступность классической литературы состоялась десятью годами ранее, и попади мне первым Гумилев, то он оставался бы неизменным моим духовным пастырем. Из современных авторов советую прочесть землячку Людмилу Бузмакову, моего тезку, кемеровчанина Диму Мурзина, Яниса Тыынемяа из Тольятти и Евгения Березкова из Бурятии. Любителям экзотики советую поискать муфталингвы Вилли Мельникова-Старквиста. Это немногие из тех талантов, с кем мне посчастливилось познакомиться в процессе составления "Темной Лошадки". (Некоторые из этих материалов доступны на сайте sds.sinor.ru) О.Н. Собственно говоря, ты один двигал "Темную Лошадку". И сейчас развиваешь ее сайт в интернете. Какие цели теперь преследуешь? На что надеешься? Д.Б. Вряд ли я один смог бы столь долгое время выпускать ТЛ. Будет неверным не упомянуть моих друзей по литературному объединению, которые своей энергией и идеями помогали мне. Идея возникла и приняла свои первые очертания в спорах с Виктором Ермолаевым. Обработкой корреспонденции почти два года занимался Алексей Терешков. Лишь последний год не смог разделять со мной заботы по выпуску Сергей Постовалов. Не будь иллюстраций Анжелики Толкачевой и Татьяны Ильиной, не был бы столь своеобразен визуальный ряд издания. В какие-то трудные моменты помогало буквально одно-единственное письмо с теплыми словами от неизвестных мне людей, которые порой даже забывали указать свое имя на конверте. Я не могу упомянуть здесь всех тех, кто помогал мне делать региональные странички, но стоит хотя бы вспомнить названия этих страниц: "Дыхание Байкала", "Столично", "На берегах Онего", "Ветер с Иртыша", "Дела Амурные", "Сама Ра". Были и более скромные названия страниц из Перми, Ельца, Пензы. Никак нельзя забыть Олега Новикова и его друзей из Санкт-Петербурга, горячо поддержавших идею спец выпусков ТЛ. Увидели свет четыре уникальных номера "Темной Лошадки", пропитанные исключительным невским колоритом. Теперь о сетевом проекте (sds.sinor.ru). Нельзя сказать, что этот сайт исключительно посвящен "Темной Лошадке". Посудите сами, в оглавлении присутствуют такие разделы: БИБЛИОТЕКА (в которой кроме ТЛ есть еще авторские и коллективные сборники стихов и прозы, сейчас замахнулся разместить "Божественную комедию" ДАНТЕ с комментариями), ГРАФИКА (где, правда, в большинстве своем иллюстрации из той же ТЛ), МУЗЫКА, ФОТО и некоторые менее емкие. Авторам, лишенным регулярного доступа в сеть ИНТЕРНЕТ здесь предоставлена бесплатная возможность опубликовать свое поэтическое творчество для сетевой публики. Одному непросто, не скрою. В последние месяцы перед отъездом в Германию Дмитрий Ильин активно занимался альтернативным дизайном, но ему просто не хватило времени, и вариант его проекта заморожен. Поиски профессионального дизайнера, пока не увенчались успехом. Сайт помогает мне находить земляков новосибирских поэтов. Правда, за год моего активного поиска в реале состоялось всего четыре контакта, но мне думается, что это только начало. Пока еще не так много моих земляков-стихотворцев имеют компьютер с доступом в инет. О.Н. Какие литературные сайты можешь отметить? Д.Б. Трудно объективно оценивать, когда в браузере отключены все прибамбасы анимация, графика... Из того, что сразу приходит в голову: Сайт Марии Школьниковой "СТИХИЯ", посвященный русской поэзии, безусловно знают все любители; одесское поэтическое кафе "MoonParnasse" очень много интересных современников; Стихи.Ру как образец довольно демократичной литературной тусовки для среднестатистического пиита. Конкурсы я пропускаю. Безусловно интересно, но нет, к сожалению, у меня на них времени. Единственно, что мне думается все они должны быть анонимными (Вместо фамилии или псевдонима автора просто "№ такой-то"). Полагаю, в отношении конкурса отдельного стихотворения это можно устроить. Читателю предлагать всякий раз случайный выбор из "номеров" для оценки. Тогда те, кто голосует, будут читать не только знакомых, а случайно выбранные произведения. Конечно, быть может, возникнут какие-то иные проблемы О.Н. Как сейчас развиваются твои литературные контакты? Д.Б. Если говорить о переписке, то после того, как проект ТЛ был заморожен, большинство моих заочных контактов прекратилось, поскольку ничего адекватного не мог предложить авторам-читателям, зато теперь мы с друзьями по Студии Доброго Слова больше внимания уделяем местным знакомствам. Костяк студии остается прежним 5-7 человек, которые постоянно собираются раз в две недели: поделиться информацией, новостями; обменяться мнениями о книгах, ходящих по кругу; почитать свои стихи и то, что попалось выдающегося в периодике самиздата и прочей прессы. В этом кругу с разной степенью регулярности появляются-исчезают еще около 20 человек. Намного уменьшился состав СДС по сравнению с 96 годом, поскольку после первых встреч, прошедших в эйфории узнавания, начались локальные конфликты на почве ревности к тем, кому отдали пальмовую ветвь поэтических (а то и личных) симпатий. Неизбежно люди уезжают в другое место жительства, меняют режим работы, обзаводятся семьями убыль естественного свойства, а вот с рекрутированием новых членов студии практически никто не занимался, и так вышло, что после того, как в конце 1999 года исчезла возможность выпускать литературную страницу в городском еженедельнике, многие восприняли это событие как крах. Но те, кто остался не торопятся расходиться насовсемю К 5-летию студии выпущен очередной коллективный сборник стихов ("Времена", формат А6 48-60 стр.) Нас уже год как приютила библиотека (до этого был ДК им. Станиславского), помещение, более подходящее и по месту своего расположения и по атмосфере для литературных встреч. Мы ходили в гости к другим городским литературным объединениям, принимали у себя гостей поэтов, музыкантов, художников. Среди нас победители районного конкурса искусств "Мое Левобережье" Наталья Расказова и Елена Бернецкая. Некоторые авторы студии выдвинули свои работы на городской литературный конкурс им. Геннадия Карпунина. Сейчас обсуждаются условия участия в работе ассоциации литературных объединений Новосибирска. О.Н. Что думают твои домашние по поводу твоего хобби? Д.Б. Терпят, пока деньги не переведутся (читай неделю), а там... Интернет дается мне нелегко это не в последнюю очередь бремя (финансовое), а уж потом прелести, связанные с высокой скоростью обмена информацией и широкой географией контактов. Литературные четверги, иногда, посещаю со свитой чтобы студийные барышни не забывали. О.Н. Кстати, как ты относишься к графоманам? Д.Б. Терпимо. Наверное, потому, что и сам маньячу от случая к случаю. Пусть лучше люди рифмуют, чем горькую пить. Хочу процитировать строки из замечательного эссе "Атолл" Александра Белаша, опубликованного в питерском выпуске "Темной Лошадки": |
|
|||||
"Раз полипы (имеются в виду графоманы) появились и живут в таком количестве значит, они нужны. В природе нет ничего лишнего. Кто знает не случится ли при уничтожении полипов экологического бедствия, когда вместо тихих эгоистов опустевшую нишу заполнят какие-нибудь жуткие агрессивные паразиты..."
|