|
Вячеслав Лейкин
ИГРАЕМ В ПОЭЗИЮ
Глава 4. Почему Онегину можно, а им нельзя?
Читали как-то стихи Александра Блока и, в частности, его трепетные "Ямбы". И сразу же возник вопрос:
- А почему только "ямбы"? А "хореи" бывают? Или эти, как их там?
- А действительно, как их там?
- Дактили.
- А еще?
Подумали, напряглись, вспомнили:
- Анапесты.
- И наконец?
Амфибрахий так и не вспомнили.
- Вы напоминаете мне Евгения Онегина.
- Все вместе? Одного Онегина?
- Да.
- Интересно, чем же?
- "Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить".
- Видите, он тоже не мог. И ему простительно. А нам и тем более.
- Не согласен. Евгений-то Онегин не мог их друг от друга отличить, "высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить". А в вас эта "высокая страсть", как бы, предполагается. Она, эта "страсть", вас объединяет и собирает здесь в Четыреста Сорок Восьмой. И неспособность отличить "ямб от хорея" для вас непростительна.
- А что же делать?
- Научиться отличать. Тем более, что это так просто. Основных метрических единиц или стоп в русской поэзии пять: две двухсложные - ямб и хорей, и три трехсложные: дактиль, амфибрахий и анапест. Пока понятно?
- Пока понятно.
- Поехали дальше. Ямб звучит как "хорей", амфибрахий как "анапест", дактиль надо перевести во множественное число, и тогда он будет изображать себя самого...
- Ничего не понять. Почему они все похожи? Они же разные.
- Слово "хорей" из двух слогов, так?
- Так.
- С ударением на втором: "хо-рей". Это и есть ямб - два слога с ударением на втором. "Дактили" - слово трехсложное с ударением на первом слоге; получается схема дактилической стопы. Про амфибрахий у поэта Григория Кружкова даже строки такие есть: "Анапест, анапест, анапест - вот так амфибрахий звучит"...
- А можно как-нибудь попроще?
- Еще попроще?
- Да. А то у Вас хорей это ямб, амфибрахий - анапест, а дактиль похож на себя самого, но только во множественном числе. Так ведь и в уме повредиться недолго.
- Ну, хорошо. Попробуем по-другому. Предлагаю сочинить вам пять четверостиший, по одному на каждый размер. В четверостишиях этих известны только нечетные строки: первая и третья. Вам надо приписать к ним вторую и четвертую. Пока понятно?
- Пока понятно.
- Поехали дальше. Сперва берем "хорей". Первая строчка - "От заката до рассвета" и третья - "От рассвета до заката". Дальше идет ямб: "Настал момент, ударил час" и "Ударил час, настал момент". Дактиль: первая строчка - "Было бы весело, было бы здорово", третья - "Было бы здорово, было бы весело". Амфибрахий - "До боли знакомая сердцу картина" и "Картина, знакомая сердцу до боли". И, наконец, анапест: "На за что, никому, никогда и нигде" и "Никогда и нигде, ни за что, никому".
Действуйте.
И запоминайте.
Хорей:
|
1. |
От заката до рассвета
Поглощает мысли Лета.
От рассвета до заката
Время мнется, словно вата.
|
|
2. |
От заката до рассвета
От тебя я жду ответа.
От рассвета до заката
Все твержу, что виновата.
|
|
3. |
От заката до рассвета
Вопли пьяниц из кювета.
От рассвета до заката
Пьянь глупа, но языката.
|
|
4. |
От заката до рассвета
В небе носится комета.
От рассвета до заката
Солнце светит - вот тоска-то.
|
Ямб:
|
1. |
Настал момент, ударил час -
Читаю вам стихи про вас.
Ударил час, настал момент, -
Подбитый глаз - не аргумент.
|
|
2. |
Настал момент, ударил час,
И вдруг взорвался Арзамас.
(действительно, был такой случай)
Ударил час, настал момент -
Вот это был эксперимент.
|
|
3. |
Настал момент, ударил час,
И приобрел я унитаз.
Ударил час, настал момент,
Он заменил мне постамент.
|
|
4. |
Настал момент, ударил час,
Я профиль поменял на фас.
Ударил час, настал момент -
Вкололи мне медикамент.
|
Дактиль:
|
1. |
Было бы весело, было бы здорово
Высечь публично мерзавца Невзорова.
Было бы здорово, было бы весело;
Я бы и то ему плюху отвесила.
|
|
2. |
Было бы весело, было бы здорово
В пищу купить килограммчик от борова.
Было бы здорово, было бы весело,
Если бы тетенька нас не обвесила.
|
|
3. |
Было бы весело, было бы здорово
Школе сказать: "До свиданья нескорого".
Было бы здорово, было бы весело -
Я бы тогда больше всех куролесила.
|
|
4. |
Было бы весело, было бы здорово
Зеркало спрятать. Не видеть в упор его.
Было бы здорово, было бы весело
Мир превратить в шоколадное месиво.
|
Амфибрахий:
|
1. |
До боли знакомая сердцу картина:
Мамаша дубасит сыночка-кретина.
Картина, знакомая сердцу до боли:
Меняют они свои гнусные роли.
|
|
2. |
До боли знакомая сердцу картина:
Когда-то Россия, а нынче - руина.
Картина, знакомая сердцу до боли:
К восьмому десятку дорвались до воли.
|
|
3. |
До боли знакомая сердцу картина:
В сарае нитраты глотает скотина.
Картина, знакомая сердцу до боли:
Скотина нитратами кормится в поле.
|
|
4. |
До боли знакомая сердцу картина:
Дитя зеленеет, всосав никотина.
Картина, знакомая сердцу до боли:
Малюточка топит себя в алкоголе.
|
Анапест:
|
1. |
Ни за что, никому, никогда и нигде
Не советую думать всю жизнь об еде.
Никогда и нигде, ни за что, никому -
Потому что обжорство мешает уму.
|
|
2. |
Ни за что, никому, никогда и нигде
Не поверю, что счастье в борьбе и труде.
Никогда и нигде, ни за что, никому
Не поверю, пока это сам не пойму.
|
|
3. |
Ни за что, никому, никогда и нигде
Не советую плавать я в этой воде.
Никогда и нигде, ни за что, никому -
Здесь когда-то утопла бедняжка Муму.
|
|
4. |
Ни за что, никому, никогда и нигде
Даже страшному черту на Страшном Суде,
Никогда и нигде, ни за что, никому
Я не выдам секрет зажигалки с мотором.
|
|
|
|