|
Вячеслав Лейкин
ИГРАЕМ В ПОЭЗИЮ
Глава 20. "Поэт и..."
Странное все-таки существо - Поэт. И невероятно сложное.
Это отнюдь не томный красавчик в белоснежной тоге, который, сидя под миртовым деревом, неторопливо бряцает на позолоченной лире в то время, как над ним жизнерадостно порхают полупрозрачные музы, а вокруг гоняет крыльями мух совершенно ручной Пегас.
На самом деле, Поэт - это нервный, суетливый тип, измученный бдениями, видениями, неустройством личной жизни и безмятежной разнузданностью лирического героя.
Это самоуверенный господин, необъяснимым образом соединяющий в себе откровенность с неискренностью, простодушие с изощренностью, трепетность юнца с искушенностью старца.
Это затейливый лето-, а чаще зимописец, кропотливо фиксирующий радости, а чаще печали, творимые обстоятельствами "быстротекущей жизни".
И, наконец, это довольно активно действующее лицо (как правило, главный герой) поэтико-драматических миниатюр, где в спорах с другими персонажами он выясняет сущность и направление человеческих намерений, притязаний, пристрастий...
Александр Сергеевич Пушкин стал развивать этот весьма оригинальный жанр еще в лицейской юности, в "Исповеди бедного стихотворца", где добрый священник благополучно отпускает грехи страждущему и страдающему сочинителю. Затем были написаны "Поэт и толпа", "Разговор книгопродавца с Поэтом", "Чиновник и Поэт".
После знаменитого некрасовского "Поэт и гражданин" стихи в этом роде стали появляться значительно реже.
А в наше время направление это вновь расцвело, например, в стихах Давида Самойлова "Поэт и старожил", или же у Олега Чухонцева - "Поэт и Редактор"...
Естественно, сочинители из Четыреста Сорок Восьмой не смогли остаться в стороне и с присущей им живостью и изобретательностью тоже испытали свое неокрепшее, но неугомонное перо в столь блестящем, столь замечательном жанре.
Оля Рапопорт:
Поэт и смерть
|
Смерть: |
- Я пришла, ведь ты меня звал,
Ты со мною жаждал свиданья.
Ледяное мое дыханье
В пыльном воздухе ты искал.
Я пришла. Я покорна тебе.
Я в руках твоих стала пешкой.
Обними же меня, не мешкай,
Не ропщи, покорись судьбе.
|
|
Поэт: |
- Я не звал тебя, право, нет...
Не сейчас, подожди немного...
Недопита бутылка грога,
Недописан лучший сонет.
Я хочу и боюсь тебя.
Дай мгновенье на размышленье.
Не забвенье страшит, а тленье.
Но достойно ли жить, скорбя?
|
Соня Вечтомова:
Поэт и продавец
|
Поэт: |
- Отвесьте сыру мне кусман.
|
|
Продавец: |
- Ступай, несносный сыроман,
Сыр просто так не продается.
А этот еж еще суется...
|
|
Поэт: |
- Усатый, слушай, я - Поэт.
|
|
Продавец: |
- ...Тем более, что сыра нет.
|
|
Поэт: |
- Вы не хамите, здесь не баня!
Не усмехайтесь тут в усы!
Я вам поэт, Капустин Ваня...
(смотрит на прилавок)
А может, взять мне колбасы?
|
|
Продавец: |
- Несчастный, жизнь побереги,
Не ешь колбасные круги,
Не трогай этой колбасы.
Уж лучше сьешь мои усы...
|
Полина Махлина:
Поэт и акробат
|
Акробат: |
- Зачем поэту голова?
Ему рука нужна, не боле.
Слова, слова, еще слова -
Как незавидна эта доля.
Он в мире мыслей и идей,
А в кошельке, конечно, пусто...
Поэт - пройдоха и злодей,
Он оккупировал искусство.
|
|
Поэт: |
- Какая глупость! Что за вздор!
Слова?! - А что еще весомо?
"В калитке должен быть забор" -
На все готова аксиома.
"Искусство добрым быть должно"...
Кому ж еще, как не поэтам,
Пить славы горькое вино,
Оставшись трезвыми при этом?
|
|
Акробат: |
- А что взамен? Мы отдаем
За славу пот, и кровь, и силы.
Мы не вино, а слезы пьем,
Себя доводим до могилы.
|
|
Поэт: |
- Ну, знаю, знаю - что с того?
Вы сладость муки не познали,
Не ненавидя никого,
Романа с истиной не знали.
Всю жизнь трудиться. Потерять
И одиночества награду,
И вдохновения отраду,
И радость - в смерти застонать.
Книг долгожданных не читать,
От крыльев сделаться горбатым...
(задумчиво)
А может, стать мне акробатом?
|
|
Акробат: |
- (не менее задумчиво)
А может, мне поэтом стать?
|
|
|
|