Ося и Леля Гринблат в 1997 году выехали из Минска на постоянное место жительства в Израиль, а оттуда через два года оформили независимую иммиграцию в Канаду. Приехали, осмотрелись. Ося принялся по Интернету рассылать резюме, чтобы найти работу. По субботам они ходили в синагогу. Постепенно появлялись необходимые связи. Леля стала работать волонтиром у стариков. Некоторые относились к ней, как к родной, а некоторые помыкали, были требовательны, придирчивы и капризны. Аллочке недавно исполнилось четыре годика, и она очень хотела подарки, елку и Санта-Клауса. Ося ей терпеливо объяснял, что Моисей вывел народ из пустыни не для того, чтобы евреи зимой украшали деревья, и им елка не полагается. Она слушала, сопела и потом начинала плакать и сквозь рыдания кричала, что любит доброго Санту, который приезжает к хорошим детям на оленях с мешком подарков и она не хочет сорок лет есть манную кашу и идти через пустыню обратно в Израиль, где они жили в Бат-Яме. Обстановка накалялась. Перед сном ребенок повесил у двери свой носок, и утром раздался страшный рев, когда выяснилось, что еврейским детям Санта ничего не дает.
Ося держался. Принести посереди зимы в дом дерево у прихожан синагоги считалось такой же дикостью, как ночью выть на луну. Первой не выдержала Леля. Однажды ночью, когда за окном ветер с воем нес в темноте холодный снег, она сказала:
Ося, ты не спишь? Я помню у нас на Новый Год всегда была елка. Для детей это был праздник. Я просыпалась с этим чувством, и уже с утра у меня было хорошее настроение, мы наряжали елку. Пахло хвоей, зажигали свечи, ели мандарины, мама пекла пирог, и ровно в двенадцать часов дети поднимали фужеры с морсом, а взрослые с шампанским. Зачем лишать ребенка этой радости? Ей же обидно. Она не понимает почему для кого-то праздник, а для нее нет. Ты же не можешь объяснить это такой малышке.
У нас тоже есть Новый Год, но в другое время. Наряжать дерево это не кошерно, сказал Ося. Это варварский обычай.
А плакать кошерно? Получается, что потому что мы евреи нам все время что-то нельзя. Или другие не дают или сами отказываемся. Зачем с детства внушать человеку, что он отличается от остальных и ему нельзя радоваться, когда все вокруг празднуют? По-моему, это неправильно. У тебя в детстве была елка?
Отец покупал дерево, но он был ортодоксальным коммунистом и думал, что это правильно. Но это гойский праздник. Если мы вернулись к еврейству, то надо быть последовательными.
Если быть последовательными не надо было уезжать из Израиля. В конечном счете Земля Обетованная не в Ричмонд-Хилле. Теперь насчет гойского праздника. Иисус был евреем и все празднуют день Его Рождения, а мы нет, сказала Леля.
Не все. Индусы, например, не празднуют, китайцы, сказал Ося.
Мы не китайцы.
Я знаю.
Ты помнишь Деда Мороза, Снегурочку... сказала Леля.
Дед Мороз не еврей.
А что ты хочешь? Дед Хамсин? Зачем мы будем вести эти бесконечные споры! Скоро Новый Год. Давай нарядим елку, устроим праздник. Хотя бы для ребенка!
Откровенно говоря, я не считаю, что это Новый Год.
А я считаю. Хватит. В этом году у ребенка будет елка.
Нет.
Да.
Ося подумал и сказал:
Я не собираюсь устраивать споры из-за какой-то елки. Если тебе так это нужно пожалуйста. Но я не хочу, чтобы люди об этом узнали. С одной стороны мы соблюдаем еврейские обычаи, с другой танцуем вокруг дерева. К стати, Иосиф Голдблюм сказал, что у него есть какая-то идея по поводу работы.
Иосиф Голдблюм и его жена Рут были богачами, благотворителями и бездетными чудаками. С ними Осю познакомил рав Зилберштейн.
После Кристмаса на елочных базарах можно было бесплатно взять елку, и вечером Ося, нервно оглядываясь, торопливо выбрал небольшую пушистую елочку и сунул в машину.
Леля и Аллочка были счастливы. Откуда-то появилась старая картонная коробка с лежащими в вате елочными игрушками из лелиного детства, нитями серебрянного дождя, сверкающей канителью и похожими на конфеты хлопушками. Яркие стекляные шары, красная звезда...
Когда елка была украшена и Ося появился в ватной бороде и в красном колпаке и открыл рот... в дверь постучали.
Ося с Лелей переглянулись.
Осип! Это мы с Рут, откройте! раздался баритон Голдблюма.
В глазах у Оси появился ужас, он замер, потом бросился к елке, схватил ее, отнес в спальню, положил на кровать и накрыл одеялом.
Аллочка онемела.
Оглядев комнату, Ося пошел открывать дверь. В прихожей он сбросил бороду, колпак и спокойным голосом человека, который ничего не собирается праздновать, спросил:
Кто там?
Аллочка громко заорала.
Вошли Голдблюмы, бледный Ося помог Рут снять элегантное пальто, мельком взглянул на себя в зеркало и незаметно снял с бороды кусок ваты.
Она... Там! Лежит! на иврите закричала сквозь слезы Аллочка и показала на дверь спальни.
Кто? спросила Рут.
Тетя, сказал Ося. Из Израиля. Сегодня прилетела. Прилегла.
Мы ее украшали! кричала Аллочка.
Голдблюм вопросительно посмотрел на Осю.
Тетя любит бижутерию, пояснил Ося. Леля принесла свои украшения...
Она зеленая! плакала Аллочка. Я ее люблю!
Еще бы. На автобусе из Бат-Яма до аэропорта, таможенные досмотры. В этом возрасте это не так легко, сказал Ося и скосил глаза на Лелю. Леля стояла с открытым ртом и смотрела на него.
Это наше дерево! рыдала Аллочка.
Генеалогическое, сказал Ося. Тетя помнит всех родственников по линии матери до седьмого колена. Живое генеалогическое дерево. Леля, уведи ребенка. сказал Ося и сделал ей страшные глаза. Ногой он незаметно заталкивал за портьеру сделанную в Китае фигурку Санта-Клауса.
Может быть, мы не вовремя? спросил Голдблюм.
Нет, что вы! дружелюбно улыбнулся Ося, Очень вовремя!
Он случайно задел ногой кнопку и игрушка хрипло заорала:
"Меррри Кристмас! Ай вишь ю а Мери Кристмас, ай вишь ю а Мери Кристмас энд хэппи нью ир!"